По мнению генеалога, профессора истории Русской Церкви и русской философии Свято-Сергиевского богословского института в Париже князя Дмитрия Шаховского, в воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей каноническое положение Русской Зарубежной Церкви находит свое завершение.
«Канонически считалось, что Русская Зарубежная Церковь не может жить сама по себе, она должна быть привязанной к определенному Патриархату, будь то Сербский, Румынский, Константинопольский. Единственная Церковь, которая имеет право давать независимость другой Церкви, — это канонический Патриархат. Из-за политических соображений — и это ситуация 20-х годов прошлого века — митрополит Евлогий выбрал путь временного признания Константинопольской Патриархии, пока Русская Православная Церковь не станет свободной. Но митрополит Евлогий и Русская Зарубежная Церковь всегда себя считали членами Русской Православной Церкви, — сказал он РИА «Новости».
По словам Шаховского, когда некоторые говорят, что Русская Зарубежная Церковь «переходит в Москву», это означает, что они «видят ситуацию в кривом зеркале».
По его словам, иерархи Русской Зарубежной Церкви никогда не отрывали себя от РПЦ.
«То, что их разъединяло, — это позиция ряда русских иерархов во время гонения на Русскую Церковь», — утверждает историк.
В акте воссоединения Церквей потомок Рюриковичей видит «процесс единения и примирения, не только духовного, но также исторического, и это, кроме того, смирение перед волей Господа».
«Что касается веры, за рубежом Русская Православная Церковь свидетельствовала как могла. Но и в России она мужественно отстаивала веру», — сказал Шаховской.
Среди заслуг Русской Православной Церкви князь Шаховской назвал также ее борьбу за моральную человеческую основу. Он напомнил, что «Русская Православная Церковь в лице Cвятейшего Патриарха и митрополита Кирилла заявляет, что необходимо вместе с признанием человеческих прав защищать моральные устои, общие для всех религий».
«А что происходит в Европе? — продолжил собеседник агентства. — Возьмем основы иудейско-христианской цивилизации, а для Европы, конечно, в основном христианской. Когда страна, как Франция, или точнее — ее правительство, отказывается внести их в европейскую конституцию, это представляет собой отказ от своих истоков. Речь не идет о том, чтобы это была конституция верующих людей, но нельзя не признавать особый исторический факт, неоспоримый, об основах своей цивилизации».
Он подчеркнул, что даже если не углубляться в сложные исторические, философские и политические вопросы, восстановление единства Церквей важно «для любого человека, который хочет быть русским православным, находясь за рубежом».
РИА «Новости»/Патриархия.ru