27 августа 2012 года в здании Челябинского епархиального управления митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан ответил на вопросы журналистов о происшествии в поселке Смеловский Верхнеуральского района, где неизвестные вандалы спилили три поклонных креста, установленные на въездах в населенный пункт.
— Кто мог спилить кресты?
— Те, кто совершил подобное, не являются инициаторами. Выгодно это неким силам, которые стремятся по разным направлениям дестабилизировать состояние в обществе. Обратите внимание: поджимают в политической сфере, межнациональной, а теперь и в религиозной. Разлом они стараются сделать тоньше и внести противостояние изнутри. Религиозный фактор выгодно использовать для дестабилизации сначала в умах, а потом и всего общегосударственного и политического сообщества.
— Каким образом это произошло?
— Никто не видел, как это происходило. Утром 25 августа жители деревни увидели, что спилены три креста. Был совершен, я бы сказал, целый ритуал. Один из крестов распилен на три отдельные части так, будто Христу хотели отрезать руки, голову и ноги. В какой-то степени это похоже на сатанизм или ритуальное действие.
Я выехал туда немедленно. Собралось большое количество казаков. И я почувствовал среди них подавленность, как будто случилось что-то нечеловеческое. Я связался с начальником ГУВД Владимиром Анатольевичем Скалуновым, он рассказал, что всю ночь на месте происшествия работали криминалисты, ведется опрос всех жителей в округе, но есть мнение, что это могли сделать заезжие. Но ясно одно, я бы как раз хотел обратиться к жителям деревни. Не с Марса, не с Венеры и не с Луны свалились эти пильщики. Это люди, которые живут вокруг нас. У кого-то они взяли эту пилу, может купили в ближайшем магазине, это очень скоро станет ясно.
— Что бы вы сказали нарушителям?
— С одной стороны, возникает невольная брезгливость к этим людям; с другой, это несчастные люди. Их нужно пожалеть, помолиться за них, потому что они попали в очень опасную игру.
Общество должно задуматься. Сегодня они пилят кресты, а завтра скажут: давайте пилить головы. Сегодня Православие, а завтра это может быть любая религиозная конфессия. Цепная реакция насилия может вызвать очень серьезные потрясения в обществе. Важно, чтобы действовал закон, но и важно, чтобы не было самосуда.
— Будут ли созданы православные дружины по этому случаю?
— Очень осторожно отношусь к этому вопросу. Одно дело, когда эта дружина работает при храме или при православной школе, чтобы обеспечивать безопасность детей или православных святынь. Но мне трудно представить такую дружину на улицах города или села. Надо действовать так, чтобы правоохранительные органы делали то, что им положено, и законодательная база у нас все-таки есть. Не должно быть двухмерных подходов. Закон должен работать для всех.
— В Интернете появились комментарии, что кресты должны стоять только на территории религиозных организаций, а не в общественных местах. Как Вы к этому относитесь?
— Эти кресты, а также любые другие в области были установлены по просьбе самих южноуральцев. Стоят кресты в тех местах, которые нам указали сами жители той или иной деревни. Такие комментарии показывают только нездоровые брожения в обществе. Сегодня вы запретите поклонный крест поставить рядом с памятным для всех православных людей месте, завтра мне уже нельзя будет осенить себя крестным знамением в общественном месте, а только за церковной оградой. А потом, не дай Бог, они пойдут спиливать кресты на могилах наших отцов и матерей. Нужны ли нам такие «общечеловеческие» ценности и такая «свобода»?
— Вы собираетесь восстанавливать эти кресты или изготовить новые, например, из железа?
— Будем восстанавливать эти кресты и снова их устанавливать. Пусть они не такие крепкие, как металлические. Нам теперь что, рядом с каждым поклонным местом поставить бронетранспортеры? Если мы поставим железные, то признаем, что отныне факты вандализма станут нормой жизни. Все силы и средства должны быть направлены на то, чтобы эти люди, совершившие надругательство над Россией, были установлены и строго наказаны. Статей здесь много: и вандализм, и экстремизм с призывом к розни, и порча имущества. Почему они не совершили свое деяние у всех на виду? Трусость и бандитизм, потому что под покровом ночи действуют только бандиты.
— Есть ли опасность цепной реакции?
— Опасность будет тогда, если наше общество будет молчать. Сегодня будут кресты пилить, а завтра мечети ломать, синагоги осквернять. Режиссеры этого проекта рассчитывают на такую реакцию народа. Общество должно сплотиться против такого безобразия. А государству со всей правоохранительной системой озаботиться и принять такие законы, чтобы была возможность четко, быстро и строго пресечь продолжения таких дел.
Пресс-служба Челябинской епархии/Патриархия.ru