Глава католической архиепархии Божией Матери (с центром в Москве) Тадеуш Кондрусевич отверг упреки представителя Русской Церкви в подрыве православно-католического диалога.
Ранее на этой неделе замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк назвал неконструктивной позицию Т. Кондрусевича, который выразил сомнение в эффективности преподавания основ религий в школах. На взгляд Т. Кондрусевича, для средних школ больше подходит такой предмет, как религиоведение, основам же веры следует обучать в церквах.
В связи с этим епископ Марк направил письмо представителю Ватикана в России, отметив, что такой взгляд на религиозное образование в школе Русская Церковь никогда не разделяла, поскольку «преподавание абстрактной «истории религий» не приводит к результатам, которые Церковь вправе ожидать от религиозного воспитания подрастающего поколения».
Между тем архиепископ Т. Кондрусевич заверил, что его замечание «никоим образом нельзя рассматривать в категориях противостояния с другими конфессиями и религиями, в частности, с Русской Православной Церковью, на которой лежит главная забота о духовно-нравственном возрождении российского общества».
«Мои слова, сказанные на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, были продиктованы исключительно заботой о благе Отечества и высказаны с глубоким уважением к участникам заседания, ко всем конфессиям и религиям России», — заявил Т. Кондрусевич «Интерфаксу» в субботу.
Сказав, что Католическая церковь, наравне с другими конфессиями и религиями, обеспокоена духовно-нравственным состоянием российского общества, он отметил особую роль религиозного обучения и воспитания молодежи, в том числе и в средней школе.
В то же время, напоминает Т. Кондрусевич, есть разный опыт преподавания религии исключительно в государственных и муниципальных учебных заведениях.
Он пояснил, что «при подготовке к таинствам и к жизни в соответствии с христианским вероучением изучение религии в школе не всегда является эффективным».
Особенно это характерно для стран, переживших гонения на Церковь, где многие дети оказываются оторванными от приходской жизни, редко участвуют в богослужениях, а их религиозные знания зачастую носят абстрактный характер и не укоренены в христианской практике, сказал Т. Кондрусевич.
Поэтому, добавил он, во многих местах преподавание религии в школе дополняется катехизацией в приходах, «и Церковь несет за это прямую ответственность».