Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово митрополита Климента на II Всероссийской конференции «Семья, дети и демографическая ситуация в России»

Слово митрополита Климента на II Всероссийской конференции 'Семья, дети и демографическая ситуация в России'
Версия для печати
19 мая 2007 г. 19:09

17-18 мая 2007 года состоялась II Всероссийская конференция "Семья, дети и демографическая ситуация в России". В своем слове на этом форуме Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент отметил, что духовно-нравственная культура наших сограждан напрямую соотносится с их религиозными установками и образом жизни.

Уважаемые участники конференции!

Говоря о вопросах, связанных с демографической ситуацией в нашем Отечестве, необходимо сказать, что основной причиной проблемы является духовно-нравственное состояние общества.

Безусловно, что для поддержания стабильности и прироста населения страны необходимо, чтобы жизнь каждого человека и каждой семьи, как основы общества, имела достаточную социальную обеспеченность и соответствовала достоинству человеческой личности.

Но мы должны не забывать, что на сегодняшний день средняя продолжительность жизни населения Российской Федерации ниже по отношению к пенсионному возрасту. И причиной этому является большая детская смертность, следствия техногенных катастроф, дорожно-транспортные происшествия, распространение таких пагубных явлений, как алкоголизм, наркомания, курение, СПИД, недостаточное медицинское обеспечение. Кроме того, человек, достигший пенсионного возраста, или инвалид, не имеет необходимого материального достатка и социального обслуживания. И в основе этих общественных недугов лежит утрата обществом духовно-нравственных ориентиров.

Наряду с этим, не менее важным представляется вопрос о состоянии молодого поколения, среды формирования их взглядов на жизнь и условий жизни молодых семей. Каждая семья, особенно молодая, имеет свои потребности, и без их решения нельзя говорить о благополучном демографическом развитии в стране. Создание нормальных условий жизни семьи задача не только самой семьи, но и государства. Это не означает, что государство должно всем обеспечить каждую семью, оно должно создать условия, при которых каждая семья могла сама обеспечить свою жизнь. К этой области относится решение социальных и жилищных вопросов, образования, трудоустройства в соответствии с образованием.

Другим важнейшим вопросом данного ряда является задача формирования эффективной системы попечения о детях, лишённых родительского внимания. Современная система детских домов, являясь наследием советской эпохи, не может в должной мере компенсировать ребенку отсутствие семьи, прежде всего по той причине, что ее отсутствие ничем заменить невозможно. Условия пребывания в них детей минимизируют способности воспитанников к созданию собственной семьи. Молодой человек, выросший в детском доме и лишённый опыта семейной жизни, практически неспособен воспитывать собственных детей. Порочный круг воспроизводства сирот можно разорвать только созданием для ребёнка атмосферы семейного окружения. Ребенок должен видеть пример правильной семейной жизни, пример отношения родителей к детям и детей к родителям, где с одной стороны проявляется чадолюбие, а с другой послушание.

Безусловно, Церковь не является здесь пассивным наблюдателем. Она стремится сделать все от нее зависящее. Церковь считает, что исключительная роль в становлении личности принадлежит семье. Развитие и становление личности ребенка зависит от той духовно-нравственной обстановки, в которой он растет. И всякое нестроение внутри семьи отрицательно сказывается на детях. В поведении родителей ребенок черпает примеры для подражания.

Поэтому, важным в своем служении Церкви считает укрепление семьи и предупреждение разрушения традиционных связей родителей с детьми.

Ярким выражением нравственного кризиса как источника демографической проблемы является ситуация с разводами. Во многих регионах количество разводов превышает количество заключаемых браков.

Многие семьи в результате оказываются неполноценными, дети вырастают не имея перед глазами примера нормальных взаимоотношений мужчины и женщины внутри брачного союза. В семьях со сводными детьми от предыдущих браков нередки случаи насилия над ними, покрываемого молчанием из-за боязни снова пережить распад семьи.

К сожалению, сегодня вследствие еще не до конца преодоленного идеологического наследия XX века семья рассматривается как ячейка общества. Спорить с этим не имеет смысла однако, следует сказать, что этот взгляд правилен лишь отчасти, поскольку предполагает исключительно «горизонтальное» измерение феномена семьи, при котором совершенно не учитывается ее «вертикальный» аспект, соотнесенность ее с абсолютными ценностями, что возможно только в религиозном контексте. Православная традиция определяет семью как домашнюю церковь, где все отношения строятся на принципе любви, а в наши дни мы чаще встречаем устроение семьи на принципе эгоцентризма, где каждый член семьи считает себя главным. Такое отношение в семье делает ее непрочной.

Семье, живущей церковным укладом  жизни, где всех ее членов объединяет настоящая любовь, которая «не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит», — такой семье под силу достойно воспитать не только рождённых в ней детей, но и принятых сирот.

Секулярное сознание, оперирующее аморфными категориями морали, и пытающееся объяснить молодому поколению «что такое хорошо и что такое плохо» на основании так называемых общечеловеческих ценностей все более очевидно демонстрирует свою несостоятельность.

Очевидно, что человеку нельзя законодательно предписать заботиться о своей собственной жизни, равно как нельзя и установить для него минимальный уровень количества детей в семье.

Подобные понятия могут быть обоснованы только апелляцией к нематериальным ценностям, лежащим вне пределов утилитарных интересов человека или каких бы то ни было социальных групп. С самого раннего возраста, особенно в школьные годы, когда ребенок из семьи придет в класс и встретится со сверстниками, порой имеющими иные нравственные ориентиры, он должен уметь отличить добро от зла и сделать выбор в пользу добра. Поэтому принципиально важно, чтобы общество осознало не только возможность, но и самую актуальную необходимость приобщения молодого поколения к пониманию сути греха, как преступления, беззакония (ср.: 1Ин.3,4), разрушающего самые существенные основания человеческой жизни.

Основания нравственного сознания закладываются очень рано, а затем в период взросления на этом основании формируются вторичные, менее фундаментальные составляющие этических представлений. В связи с этим следует сказать, что крайне важно, чтобы учащиеся начальных классов могли получить здравое мироощущение не искаженное разлагающим влиянием пороков, к которым толерантна подростковая и молодежная среда.

Если же в раннем возрасте человек не получил нравственной прививки, помогающей ему преодолеть соблазны, предлагаемые социальным окружением, то усвоение им нравственных постулатов может наложиться на юношеский нонконформизм в результате чего подросток будет нарочито стремиться к противостоянию намеренно совершая запретные поступки.

Говоря иначе, широкое распространение социальных недугов, наносящих катастрофический урон нашему государству и обществу и уничтожающих генофонд нации, во многом обусловлено именно моральным состоянием общества.

Проведённое летом 2005 года под руководством профессора МТГУ И.П. Рязанцева социологическое исследование молодёжи от 15 до 30 лет во всех федеральных округах Российской Федерации в числе прочего выявило следующую закономерность — воцерковлённая (8%) и невоцерковлённая верующая молодёжь (55%) на первое место в шкале жизненно важных ценностей поставила семью, любовь к ближнему, мудрость. Молодёжь неверующая, но положительно относящаяся к православной вере (33%) и те, кто отрицательно относится к Православию (4%) наиболее важными ценностями своей жизни называют деньги, пищу, власть.

Приведённые данные со всей очевидностью свидетельствуют о том, что духовно-нравственная культура нашего соотечественника напрямую соотносится с его религиозными установками и образом жизни.

В связи с этим принципиально важно, чтобы общеобразовательная школа не была отстранена от процесса воспитания подрастающего поколения, и наряду с образованием принимала на себя функции по формированию у детей нравственного чувства на основании традиционных устоев и моральных ценностей.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие приветствия и обращения

Поздравление народной артистки СССР А.Н. Пахмутовой Святейшему Патриарху Кириллу с днем рождения

Поздравление Президента России В.В. Путина по случаю 120-летия больницы святителя Алексия

Обращение епископа Верейского Пантелеимона о срочной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям

Приветствие председателя Правительства РФ М.В. Мишустина участникам XXV Всемирного русского народного собора

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам церемонии закрытия XX Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел»

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам I Всероссийских спортивных игр благоверного князя Александра Невского

Поздравление Президента В.В. Путина гражданам России с праздником Пасхи

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке»

Поздравление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 1030-летия основания Полоцкой епархии

Поздравление Президента В.В. Путина гражданам России с праздником Пасхи