«В гостях у обрученной с Богом»
До середины XIX века паломничество на Синай было настоящим подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а то и целый год. Отправиться в столь долгий путь могли лишь единицы. В наше время, совершив более чем четырехчасовой перелет из Москвы в Хургаду, проплыв еще два часа на пароме до Шарм аль-Шейха и проехав три часа на автобусе, попадаешь в православный греческий монастырь св. Екатерины — самую древнюю в мире христианскую обитель (основана в 300 году). Поклониться этим святым местам сегодня едут много туристов и из России. С одной из таких групп побывали недавно здесь и мы с женой.Святая Екатерина (ее языческое имя — Доротея) родилась в Александрии в 294 году в семье знатных римлян. Однажды монах рассказал прекрасной и образованной девушке об Иисусе Христе. Жизнь и крестный подвиг Сына человеческого так поразили ее, что она приняла христианство, получив после крещения имя Екатерина. Во сне девушке явился Спаситель, назвал ее своей невестой и подарил колечко. Проснувшись, Екатерина, к своему удивлению, увидела, что это колечко лежит рядом с ней.
Во время гонений приверженцев новой религии при императоре Максимиане в начале IV века юная христианка публично заявила о своей вере в Иисуса и обвинила правителя в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов пытались убедить ее вернуться к языческим богам, но в результате этого диспута сами пришли к необходимости принять христианскую веру. Екатерина сумела обратить в христианство даже супругу императора и сопровождавших ее воинов. После жестоких пыток девушку казнили. Тело ее исчезло. По преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, которая находится рядом с горой Моисея. Там и обнаружили мощи святой. До 1096 года они находились на вершине горы, где над ними построили часовню. В начале ХI века сицилийский монах вывез часть мощей во французский город Руан, где они стали творить чудеса. Спустя некоторое время останки великомученицы перенесли в главный храм монастыря — базилику Преображения; тогда же обитель получила имя Св. Екатерины. Сейчас здесь в особой раке хранится глава Христовой невесты и кисть ее правой руки со всеми перстами. На один из них надето драгоценное кольцо в память о таинственном обручении с Небесным женихом душ. Святыня эта источает благоухание…
Придел Неопалимой Купины — особо почитаемое место в монастыре. «Тут благоговение невольно объемлет христианина, — писал архимандрит Порфирий (Успенский), побывавший в обители в 1845 году, — ибо в душе его возникают высокие созерцания Божества по его же дивному откровению, сообщенному на этом месте Моисею…» Сам куст Неопалимой Купины, в пламени которого Господь впервые явился Моисею, растет во дворе монастыря. Его пересадили в постамент выше человеческого роста, чтобы построить алтарь над корнями этой живой реликвии (их длина, наверное, не менее десяти метров). Второго такого куста нет на всем Синае. Все попытки высадить его отростки в других местах были безуспешны. Мы удивились, узнав, что здесь и колодец, из которого Моисей поил овец. А неподалеку находится гора, где пророк получил десять заповедей от Господа.
До 12 часов дня монастырь работает как музей. Затем католики и протестанты покидают его, а для православных проводится молебен с выносом мощей великомученицы. На прощание каждому из паломников дарят колечко, как память о подарке, полученном св. Екатериной от Христа.
По преданию, однажды этот монастырь посетил пророк Мухаммед. Узнав, что он возглавил новое религиозное движение, монахи направили в 623 году в Медину делегацию, прося его покровительства. В ответ на их просьбу Мухаммед дал монастырю, а в лице его монахов и всем православным христианам, охранную грамоту (фирман), известную как ахтинаме. Этот документ <…> до сих пор хранится в обители.
В 623 году пророк Мухаммед выдал охранную грамоту монахам греческого православного монастыря св. Екатерины на Синае, а в их лице и всем христианам, находящимся в землях мусульманского государства.
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ПРОРОКА МУХАММЕДА
Во имя Аллаха всемилостиваго, всемилосердаго! Писал писание сие Мухаммед, сын Абд-Аллахов, в радость и увещевание всем людям.
Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет. И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нем, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религиею и достойный проклятия, будь он владыка народов или простой правоверный.
Если священник или отшельник поселится на горе какой, в долине, в пещере, на равнине, на песчаном месте, в городе, селении или церкви, то пребуду я окрест их защитником от всех врагов их, я сам и все пособники мои, все исповедники веры моей и все последователи мои, потому что эти священники и отшельники суть паства* и принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду. Что относится до харадуса**, то брать с них следует только то, что будут давать они добровольно, не принуждая и не приневоливая их к платежу. Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего. Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман. Кто же сотворит сие, тот есть нарушитель завета Аллахова и противник Его пророка.
Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу. Я буду охранителем их, где бы они ни были, на море или на суше, на востоке или на западе, на севере или на юге; находятся они под защитою моею и под покровом моим от всякаго притеснения. Равно, если удалится кто из них в горы или места необработанные и займется посевом, не брать с таковых ни харадуса, ни десятины, так как делается это ими только ради пропитания себя; напротив того, если наступит дороговизна хлеба, да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба***.
И да не принуждают их ходить на войну, ниже к каким-либо повинностям. Те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год. Да не подвергнется ни один из них неправосудию; да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии, но да распрострут над ними крыло милосердия, и да удалят от них все неприятное, где бы они ни были, где бы они ни жили. Если случится христианке быть между мусульманами, то не принуждать ее ни к чему насильно, позволять ей молиться в молельнях их и не вмешиваться в дела ее с единоверцами. Кто поступит в противность сего завета Божия и замыслит противное сему, тот есть бунтовщик против союза, заключеннаго Аллахом и Его пророком. Да оказывают им также помощь в построении молелен и мест поклонения, и да служит эта помощь к сохранению их религии и залогом неприкосновенности завета. Да не принуждают их носить оружие, и да носят его за них сами мусульмане. Да не нарушат сии последние этого завета вовек, пока существует время и мир стоит.
Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд-Аллахов, посланник Аллахов, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся: Али сын АбуТалебов, АбуБекр сын Абу-Кахафы, Омар сын Аль-Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль-Вярда, Абу-Горейра, Абд-Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд-Эль-Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд-Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу-Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль-Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд-Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.
Писал завет сей Али, сын АбуТалебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3-го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.
* то есть немусульмане.
** поголовная подать с немусульманина.
*** меры хлебныя (примечания А.Уманца).
Перевод с арабского В. В. Григорьева
Текст грамоты приводится по изданию: Уманец А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле. Спб., 1850, с. 18–21.
Александр Савин,
Журнал «Чудеса и приключения», 2005, № 5