Обширная программа сербских документальных фильмов была показана на XVI Международном кинофоруме «Золотой витязь», который завершил 31 мая свою работу в Кисловодске.
Фильм Бане Милошевича «Косово. Погром без конца» прошел в рамках специальной программы «Кинематографисты против террора». Картина собрана из документальной хроники, снимавшейся автором в течение последних лет, поэтому дает всеобъемлющую картину осквернения, разрушения древних церквей и монастырей, убийств сербского населения в Косове — святой земле сербов, исхода их из края. Зрители видят, как албанец на куполе церкви раскачивает крест, попирает его и сбрасывает на землю. Как оплакивают и хоронят убитых сербов. Как вяло наблюдает за происходящим KFOR. Фильм показывает, как горят сербские дома; а возбужденная ненавистью толпа ударяет ногами по машинам тех, кто под ее злорадное улюлюканье уезжает навсегда из Косова. Финал открыт, как остается открытой тема уничтожения сербского присутствия в крае.
Фильм «Искусство дирижирования» Драгомира Зупанца представляет собой мастер-класс известного русского дирижера Геннадия Дмитряка, который он дал в Летней духовной академии в сербском монастыре Студеница. Молодые дирижеры учатся руководить духовным хором. Главный инструмент дирижера — руки, и если он в должной мере владеет этим инструментом, то может творить удивительные вещи — это и показано в ленте.
Картина «В поисках счастья» (реж. Анита Панич) затрагивает болезненные проблемы одиноких матерей и отцов. Они объединились в ассоциацию, чтобы вместе переносить жизненные испытания.
«Страна живых» (реж. Даница Очимович) повествует о том, как излечивают от наркомании в монастыре.
Фильм «Солнце и колючая проволока» (реж. Симо Брдар) — это рассказ пожилой сербской женщины о своей жизни, представляющей собой квинтэссенцию горя и смирения — она ослепла, будучи совсем юной, в концлагере Ясеновац во время второй мировой войны. Хорватские усташи пытали узников, заставляя их часами смотреть на яркое солнце или подставлять широко открытые глаза под проливной дождь, и глаза у героини фильма просто вытекли — она предстает перед нами в темных очках. Режиссер (он же и директор Мемориального комплекса Ясеновац), выступая перед журналистами, сказал, что этой картиной он пытался найти ответ на вопрос: кто же такие все мы, если человек в такой ситуации живет один, предоставленный сам себе. Солнце — источник жизни и радости для всего живого — стало для героини фильма причиной мрака и одиночества. А проволока — символ неволи — протянутая через двор дома старушки, служит для нее опорой — держась за проволоку, женщина ориентируется в небольшом жизненном пространстве и не является ни для кого обузой. С кроткой улыбкой она говорит, что ей не скучно жить — она может слушать радио.
Телевизионный фильм «В начале было Слово» (реж. Бошко Савкович) повествует об истории и приключениях, выпавших на долю самой древней сербской книги — Мирославова Евангелия XII века. Во время войн и исторических катаклизмов эта важнейшая для сербской нации реликвия оказывалась на грани уничтожения, передавалась из страны в страну, но все-таки была спасена и найдена с немалым трудом. Уникальное факсимильное издание книги было представлено режиссером перед просмотром.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru