1 июня на острове Свияжск, недалеко от столицы Татарстана прошел первый фестиваль культуры «Свияжский благовест».
На открытии фестиваля в церкви Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» директор Музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева, настоятель Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан (Хохиашвили), заведующий кафедрой органа и клавесина, ректор Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова профессор Рубин Абдуллин, заведующий кафедрой хорового дирижирования Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова профессор Владислав Лукьянов рассказали о зарождении идеи проведения такого фестиваля культуры на старинном острове, о значении просветительства на современном этапе, представили слушателям хоровое произведение, приготовленное студентами для первой части фестиваля.
«Сегодня наша задача — чтобы Россия, Церковь не стали только хранителями музеев, а стали продолжателями истории, — сказал на открытии фестиваля игумен Силуан. — Нам оставили такое великолепие — что мы оставим потомкам? Это зависит от нас. И очень приятно, что подавляющее число участников фестиваля — молодежь, потому что люди старшего поколения уже что-то сделали, что-то поставили — и передают страну в ваши руки, и очень многое будет зависеть от вас».
По мнению настоятеля монастыря, историю страны невозможно изучать только по книгам и картинкам — необходимо приезжать в такие места, как острова Свияжск, Валаам, Соловки, притом, что славная история Свияжска, считает священник, незаслуженно забыта, и совместными усилиями «мы сможем вдохнуть в остров новую жизнь».
Хор студентов Казанской государственной консерватории под управлением профессора Владислава Лукьянова исполнил «Демественную литургию» Александра Гречанинова (1864-1956) для хора, солистов и органа. Партию органа (синтезатор) исполнил профессор Рубин Абдуллин. Как прозвучало на открытии фестиваля, Русская Православная Церковь открыта новшествам, по словам игумена Силуана, свияжские священники интересуются различными направлениями культуры, искусства — мировоззренчески не зашорены в однажды принятых канонах. Потому появление органа в православном храме служители реставрируемой церкви восприняли адекватно — как нюанс отечественной культуры.
После исполнения «Демественной литургии» православные песнопения были продолжены в Успенском храме.
В деревянной церкви Святой Троицы, возведенной 15 мая 1551 года (за один день — так называемая обыденная церковь) воинами князя Петра Серебряного-Оболенского, в рамках фестиваля открыли экспозицию «Свияжские узники» — репродукции архивных документов, фотографий, произведений живописи, рисунков, имеющих отношение к знаменитым затворникам острова-тюрьмы, в сталинское лихолетье, — художников князя Владимира Голицына и выпускника Казанской художественной школы Андрея Лошадкина, а также искусствоведа, реставратора фарфора дворянки Софьи Алсуфьевой. Старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств РТ Галина Середа, несколько лет занимающаяся этой темой и курирующая изыскания в Свияжском филиале Музея изобразительных искусств РТ, провела для участников и гостей фестиваля — музыкантов, музейных работников, преподавателей и журналистов — экскурсию по острову и по новой экспозиции.
Здесь же гостям фестиваля показали восстанавливаемый иконостас старинной церкви, копийный, как говорят музейщики, то есть воспроизводимый по оригиналам икон ХVI века, хранящимся в фондах Музея изобразительных искусств РТ.
Еще одна составляющая фестиваля — фольклор: под открытым небом, возле здания сельской администрации, оркестр народных инструментов Казанской государственной консерватории под управлением заслуженного деятеля искусств РТ профессора Рината Халитова, фольклорный ансамбль казанского Центра творчества имени Абдуллы Алиша и фольклорный русский ансамбль «Оберег» исполнили русские и татарские песни, танцы, показали зрителям народные игры.
«Православие в Татарстане»/Патриархия.ru