9 июня в резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви состоялось наречение благочинного Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архимандрита Иринея (Семко) во епископа богоспасаемого града Нежина.
Обращаясь к архипастырям, нареченный архимандрит Ириней сказал:
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыко!
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые пастыри и милостивые отцы Святой Христовой Церкви!
С надеждой и упованием на милосердие Божие и Ваши святые молитвы предстою ныне пред Богом и Его народом, яко нищ и убог, и не смею взирати на высоту небесныя славы. Воистину подвиг епископского служения велик и тяжел. По словам святого Иринея Лионского, «апостолы хотели, чтобы были совершенны и безукоризненны во всем те, кого оставили они своими преемниками и кому передавали свое место учительства, так как от их правильного действия должна происходить великая польза, а от падения их — величайшее несчастие». Осознавая великую ответственность, которую возлагает на архипастырей Сам Пастыреначальник Христос, и взирая на свою немощь, я ищу укрепления и утешения в словах святого апостола Павла, сказавшего: «Вся могу о укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
Ваше Блаженство! Переживая ныне вместе с верной Вам паствой радость 15-летия Вашего Первосвятительства, я благодарю Господа за то, что Он дал мне возможность в течение этих 15 лет, начиная с первых дней Вашего Предстоятельства, быть свидетелем Ваших трудов, Вашего жертвенного подвига, и, насколько возможно, быть Вашим учеником. Благодарю Господа за то, что начало своего архипастырского служения я полагаю под Вашим мудрым руководством. Памятуя Ваши слова о том, что монах ничего не должен просить и ни от чего не должен отказываться, я покорно принимаю от Вас послушание и чувствую, как мое сердце уже исполняется переживаниями о вверяемой мне пастве, душа болезнует о тех, кто нуждается в Слове Божием, просвещении благовестием Истины, утешении и спасении души, о заблудших овцах стада Христова, находящихся сегодня в расколе.
Во все времена Православная Церковь переживала испытания и трудности. Преодоление их во многом зависит от тех, кого «Дух Святой поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20, 28), и кому дан пример Доброго Пастыря, полагающего жизнь Свою за овец. Отчетливо понимая, сколь великой должна быть для воплощения этого евангельского идеала степень самоотречения и самопожертвования, я вновь возлагаю надежды на Бога и святых.
Особое упование я возлагаю на заступничество Царицы Небесной. Она никогда не оставляла меня Своим Материнским покровом, являя великие милости особенно через Свой чудотворный образ «Дубенский». Верю, что и ныне Она укрепит и наставит меня в предстоящем святительском служении.
Надеюсь также и на молитвы тех, кто на протяжении многих лет были моими духовными наставниками, были и остаются примером человечности и христианской любви. Все то светлое и доброе, чем щедро делились они со мною, надеюсь, умножит во мне силы нести нелегкий крест архипастырства, чтобы не посрамить доверие, оказанное мне Святой Церковью.
В этот день хочу поблагодарить моих родителей. Их глубокая добросовестность и трудолюбие, простота и нелицемерие научили меня прислушиваться к голосу совести, что и помогло мне прийти к Богу. Невольно в этот день вспоминаются слова, сказанные пророку Иеремии: «... прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя...» (Иер. 1, 5). С самого раннего возраста, сколько помню себя, я всегда испытывал любовь и непреодолимое влечение к Церкви и ощущал управляющую мной десницу Божию.
Я с величайшей благодарностью и умилением возношу молитвы о упокоении приснопамятной игуменьи Красногорского Золотоношского монастыря матушке Августе. Ее духовной опекой: молитвами, кроткими и мудрыми наставлениями, примером смиренного несения монашеского креста я многие годы был руководим на стези монашеской жизни.
С благодарностью Богу вспоминаю время, проведенное в обители преподобного Аввы Сергия и в стенах Московских духовных школ.
С чувством сыновней любви и признательности я вспоминаю годы моего духовного окормления у духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла. Его внимание и любовь приходили на помощь в те трудные периоды, когда своими силами невозможно было принять то или иное решение, и я полагался на волю старца, как на волю Божию. С благодарностью вспоминаю также Почаевскую лавру, где проходило мое монашеское становление.
Сегодня с особой братской любовью и благодарностью я обращаюсь к наместнику Киево-Печерской лавры архиепископу Павлу и к ее братии. Годы совместной монастырской жизни, преодоления различных искушений, переживания радостей и тревог стали школой терпения и прощения, взаимной поддержки и духовной дружбы.
Обращаюсь ныне с мольбой к Вам, Ваше Блаженство, и к Вам, Преосвященные Архипастыри, о молитвах, имиже надлежит мне ныне сподобиться особых даров Святого Духа, дабы предстать мне «Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Уповаю на заступничество Царицы Небесной, священномученика Иринея Лионского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Иова Почаевского, преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, верую в благодатную помощь их на пути моего архипастырского служения во славу Церкви и Отечества, во славу Триединого Бога. Аминь».
10 июня в Свято-Успенском храме Киево-Печерской лавры состоялась архиерейская хиротония нареченного архимандрита Иринея. Божественную литургию возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир, которому сослужили митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Неврокопский Нафанаил (Болгарская Православная Церковь), митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Сумской и Ахтырский Марк, архиепископ Черкасский и Каневский Софроний, архиепископ Сарненский и Полесский Анатолий, архиепископ Вышгородский Павел, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, епископ Черниговский и Новоград-Сиверский Амвросий, епископ Каширский Иов, епископ Штуттгартский Агапит, епископ Саратовский и Волынский Лонгин, епископ Васильковский Лука, епископ Хотинский Мелетий и епископ Бориспольский Антоний.
Вручая архиерейский жезл новорукоположенному епископу, Блаженнейший Владыка отметил:
«Преосвященный епископ Ириней!
Промысл Божий, призывающий делателей на жатву Господню, достиг и тебя, и с сегодняшнего дня ты входишь в сонм святителей Церкви Христовой, освященный благодатью епископской и готовый вступить на поприще великого и ответственного служения.
Пастырское служение не ново для тебя. Более двадцати лет ты предстоишь у Престола Божия. Тем не менее, согласно древнему церковному обычаю, нам надлежит напутствовать тебя на предстоящее служение и напомнить о его высоте и укрепить добрым и благожелательным словом.
Пастыреначальник Господь Иисус Христос призывает тебя быть пастырем пастырей Его стада, для которых ты должен стать примером и по жизни, и по трудам служения, потому что только тогда поучительное слово будет убедительным, когда оно будет подкреплено соответственным жизненным примером. Для пастырей и паствы ты должен быть «образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Епископство есть служение в Церкви а не господство над Церковью. Только когда пастыри и пасомые сохраняют «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), Церковь явным образом свидетельствует миру о своей надмирности. Но для этого необходимо, по призыву апостола Павла, «поступать достойно звания, в которое (мы) призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4, 1-2). Удостоенный ныне через тайнодействие Святой Церкви епископского сана и соделавшись преемником апостольского служения, старайся чтобы это изречение святого апостола было правилом твоей архипастырской деятельности. «Внимайте убо себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).
Во всех трудностях, которые, несомненно, встретятся на твоем пути, мужайся и крепись, «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1,7), взирай постоянно «на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12,2). Пускай укрепляющими будут для тебя слова священномученика Киприана Карфагенского, который в послании к Цецилию писал: «Если Господь и Бог наш Иисус Христос есть Сам Верховный Священник Бога Отца, если Он первый принес Самого Себя в жертву Отцу и заповедал сие творить в Его воспоминание, то очевидно, что только тот священник есть истинный приемник Христов в служении, который подражает в священнодействии Христу, и только тогда он приносит полную и совершенную жертву Богу Отцу в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам Христос».
Всем известна твоя любовь к монашеству и молитве. Пусть и впредь молитва к Спасителю, Его Пречистой Матери и угодникам Божиим согревает твое сердце в минуты радости и минуты испытаний. Постарайся передать своим пасомым тот опыт духовной жизни, который ты приобрел в трех великих лаврах — Троице-Сергиевой, Свято-Успенской Почаевской и Киево-Печерской. Согласно решению Священного Синода твоему попечению вручается вновь образованная Нежинская епархия, включающая в свой состав приходы с богатой и древней историей, однако сильно разоренные в годы лихолетий. Приложи максимум усилий, чтобы возродить подлинно общинную церковную жизнь. Будь верным и достойным епископом Украинской Православной Церкви.
А теперь приими этот жезл — символ архиерейской власти, — который должен служить твоей опорой в предстоящем служении и преподай первое архипастырское благословение всем, кто молитвенно сопереживал тебе в столь значимые и святые минуты твоей жизни».
Биография преосвященного епископа Иринея (Семко)
Епископ Ириней (Семко Валентин Анатольевич) родился 11 июня 1963 года в селе Ропотуха Уманского района Черкасской области. В том же году вместе с родителями переехал в село Ладыжинка того же района.
С 1970 по 1980 год обучался в Ладыжинской средней школе.
В 1980-1981 гг. работал в организации «Киевторгстрой».
Осенью 1981 года поступил на подготовительное отделение Киевского инженерно-строительного института, и в 1982 году был зачислен на первый курс.
В 1983 году оставил институт по собственному желанию и поступил в Московскую духовную семинарию.
Осенью 1984 года был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
26 февраля 1985 года в Троицком Соборе Лавры был пострижен в монашество с именем Ириней в честь свт. Иринея Лионского архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне архиепископ Тульский и Белевский.
6 апреля 1985 года был хиротонисан в сан диакона архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе города Владимира.
30 ноября 1986 года в Трапезном храме Лавры архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой (Кедровым) был рукоположен во пресвитера.
В 1987 года по окончании Семинарии Учебным Комитетом при Священном Синоде РПЦ был направлен в число братии Почаевской Свято-Успенской Лавры.
Весной 1991 года был переведен в число братии Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
В 1992 году закончил Московскую духовную академию и преподавал в Киевской духовной семинарии.
С сентября 1996 года нес послушание благочинного Лавры.
26 декабря 2006 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «История православного женского монашества на Украине в XX веке».
«Украина православная»/Патриархия.ru