11 ноября 2012 года в Иерусалиме Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил дал обед в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На приеме присутствовали иерархи Иерусалимского Патриархата, члены делегации Русской Православной Церкви, православные клирики, представители общественности.
В ходе торжественной трапезы, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, Блаженнейший Феофил отметил, что Иерусалимская Православная Церковь и ее Святогробское Братство испытывают глубокую радость по случаю совершающегося в эти дни мирного визита Предстоятеля братской Русской Православной Церкви.
Поблагодарив Блаженнейшего Владыку за добрые слова и братское гостеприимство, Патриарх Кирилл сказал:
«Что означает для Русской Церкви, для всего христианского мира Иерусалимская Церковь? Это Мать всех Церквей, это начало христианской традиции, это Церковь Святого Гроба, которая сохраняет святые места и живую веру, являет пример того, как, несмотря на тяжелейшие исторические обстоятельства, можно достойно совершать свое служение.
Мы знаем, что это служение часто было связано с подвигом исповедничества. История сего места была связана со многими кровавыми конфликтами, и всякий раз эти конфликты угрожали самому существованию святых мест. На эту землю приходили разные оккупанты с различными религиозными взглядами, с различным отношением к этому месту, и требовалось огромное мужество и огромная мудрость, чтобы сохранить святыни, сохранить живую христианскую общину. Мы знаем о подвиге Иерусалимской Церкви и преклоняемся пред ним.
У Русской Церкви сложились особые отношения с Церковью Иерусалима, и причиной тому — очень важные исторические обстоятельства. Сегодня я хотел бы напомнить о некоторых страницах в истории этих отношений. Может, не все об этом знают, потому что обычно укрепление православного христианства в пределах Руси связывают с именем святого князя Владимира и с миссией святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако еще в IV веке в Тавриде появились миссионеры, которые приехали из этих мест, со Святой Земли.
Внимание Иерусалимского Патриархата к Церкви Русской было очень зримым и ярким на протяжении всей истории. Патриарх Софроний поставил свою подпись под деяниями Константинопольского Собора 1593 года о возведении Предстоятеля Русской Церкви в Патриаршее достоинство. Именно тогда ему был усвоен титул Патриарха Московского и всех северных стран. Эти северные страны до сего дня окормляются Патриархом Московским и всея Руси.
Блаженнейший Патриарх Феофан, прибывший на Русь в 1619 году, принял участие в рассмотрении и исправлении богослужебных книг. Он участвовал в интронизации Патриарха Филарета, который взошел на первосвятительский престол после окончания смуты XVII века. На обратном пути Патриарх Феофан посетил украинские земли и восстановил ликвидированную после Брестской унии православную иерархию в Киевской митрополии.
Большое внимание к Русской Церкви также проявлял Патриарх Досифей, живший в XVII веке. Он содействовал преодолению внутреннего раскола в Русской Церкви и настаивал на увеличении в ней числа епископских кафедр. В 1685 году он направил в Москву известных богословов братьев Лихудов, которые создали первое богословское учебное заведение в России — Славяно-греко-латинскую академию, ставшей предшественницей Московского государственного университета и Московской духовной академии.
Русская Церковь всегда сохраняла любовь и признательность Иерусалимской Церкви и воспитывала в этих чувствах свою паству, что выражалось, в том числе, и в щедрой помощи Святому Гробу со стороны России. Русские цари присылали в Иерусалим золото, иконы, церковную утварь и богослужебные книги.
С начала XIX века во всех русских храмах был организован сбор пожертвований на Гроб Господень, он не прекратился даже во время нашествия Наполеона. Именно в 1812 году, когда сгорела Москва, собранные в России средства были направлены на ремонт Храма Воскресения, который был разорен пожаром.
Любовь к Иерусалимской Церкви выражалась также в готовности наших людей пожертвовать жизнью, чтобы обеспечить мир и спокойствие в Палестине. Россия семь раз вступала в войну с Османской империей, и главной целью военных действий было освобождение святынь Гроба Господня, облегчение положения православных в Палестине. Тысячи русских воинов положили головы ради своих православных братьев.
Немалые усилия предпринимала и российская дипломатия. При ее участии был восстановлен купол над Храмом Воскресения, возвращен Иерусалимской Церкви ряд мест.
Наши Церкви связаны человеческой жизнью и человеческой смертью. Апостол Павел говорит: "Кто нас отлучит от любви Божией?" (Рим. 8:35) И отвечает, что никто не может сделать этого (ср. Рим. 8:39). И я задаю вопрос: "Что нас может отлучить от любви друг к другу, когда за нами такая история?". И отвечаю: "Ничто не может отлучить".
Наступила новая эпоха: сегодня количество паломников из России, Украины, Белоруссии, Молдовы превышает число паломников из дореволюционной России, и это является мощной скрепой в отношениях Иерусалимской и Русской Церквей и двух государств — России и Израиля. Я хотел бы пожелать, чтобы братские отношения между нашими Церквами развивались и становились еще крепче».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru