25 ноября 2012 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Филарета (Гаврина) во епископа Бежецкого и Весьегонского.
По окончании богослужения Святейший Патриарх вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и произнес напутственное слово.
Преосвященный епископ Филарет!
В сей знаменательный день ты принял от Бога особый дар — благодать епископства. В Церкви Христовой «служения различны» (1 Кор. 12:5), твое же призвание как блюстителя стада Господня отмечено особой высотой и ответственностью. Потому старайся, чтобы в тебе осуществилось «проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:5).
Ты родился в Тверской земле и, по Промыслу Вседержителя, направляешься возделывать ниву Божию в Тверскую митрополию, в новообразованную Бежецкую и Весьегонскую епархию. Прежнее твое служение Церкви было связано с Московскими духовными школами, а затем — с Киевской духовной академией, где тебе суждено было принять монашеский постриг и стать служителем Алтаря Господня. Все, что получил ты прежде от Бога, — не только благодать Святого Духа, но и образование, опыт — суть таланты, вверенные тебе для многократного приращения. Трудись неустанно, ибо тебе надлежит дать отчет Пастыреначальнику — Христу. Будь добрым и верным рабом Господа, преумножающим Его дарования, чтобы твое святительское служение было действительно плодотворным, приводящим тебя и паству «в радость Господина твоего» (Мф. 25:21).
Внемли слову великого святителя русской земли Филарета Московского, твоего небесного покровителя:«Дабы наш подвиг для Церкви был благонадежен, ему предшествовать должен преимущественный наш подвиг над самими собою»(Святитель Филарет Московский. Речь к новопосвященному епископу Дмитровскому Евгению). Наилучшим образом ты сможешь приобщать людей к слову Истины, если сам будешь стремиться к боговедению. «Вникай в себя и в учение», — наставляет святой апостол Павел (1 Тим. 4:16). Непрестанно укрепляясь в молитве, ты способен будешь научить молитве и чад церковных. Будучи кротким пастырем, послужишь примером для пасомых. Храни в своем сердце слова Спасителя: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).
Мужество и стойкость понадобятся тебе в той тяжелой борьбе, которую ведет Церковь и каждый христианин «не против крови и плоти, но <…> против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).В этом противостоянии епископ призван быть опорой для слабых, для унывающих, для тех, кто покалечен грехом. Укрепляйся Господом и могуществом силы Его (см. Еф. 6:10). Помни, что нерадение архипастыря приводит к гибели душ. Достойный же архиерей служит спасению многих и стяжает великую награду от Бога.
Откуда же взять силы для прохождения столь многотрудного поприща? Черпать их следует в Божественной Евхаристии, совершение которой есть первая обязанность епископа. Как преемник апостолов, ты имеешь попечение о созидании Церкви, сохранении ее единства. Собрание верных на Трапезе Господней и причащение от Хлеба жизни и Чаши спасения есть основа единства тела церковного. Литургия должна стать центром жизни всякого христианина. «Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:11).
Богослужение — это неоскудевающий источник благодати, но всякий дар, получаемый свыше от Отца светов, ниспосылается ради укрепления человека в совершении дела веры и труда любви (см. 1 Фес. 1:3). Непрестанно напоминай мирянам и клиру твоей епархии, что истинное христианское благочестие не ограничивается посещением храма, участием в таинствах и требах, но, по слову апостола, «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27).
Большую работу предстоит тебе совершить, чтобы организовать в епархии социальное служение, научая людей заповеди милосердия и сострадания. К сожалению, сегодня значительная часть наших современников, именующих себя православными, не осознают необходимости оказывать сугубую любовь и заботу тем, кто особенно в них нуждается. Именно тебе — епископу Церкви Христовой — надлежит напоминать слова Царя и Праведного Судии (см. 2 Тим. 4:8), обращаемые к наследникам Царства: «Алкал Я, и вы дали Мне есть <…> был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25:35-36).
Только деятельная вера может быть вдохновляющей силой, уловляющей для Христа людей, в первую очередь — молодое поколение. Старайся привлечь юношество к полноценному участию в церковной жизни. Такое участие наилучшим образом защитит молодых людей от соблазнов современного мира, стремящегося стереть границы между добром и злом, праведностью и пороком, и потому не желающего грех называть грехом. Будущее Русской Церкви и духовное здоровье нашего общества во многом зависят от усилий архипастырей и пастырей в попечении о молодежи. «О сем заботься,<…> дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:15), но страшись подменять подлинный труд на ниве церковной мнимыми достижениями, видимостью делания, ибо ни злое, ни доброе не может скрыться от Того, Кто «нелицеприятно судит каждого по делам» (1 Пет. 1:17).
Бремя, возложенное на тебя Истинным и Великим Архиереем — Христом, прими с благоговением, ибо тебе вручается Его стадо, ради спасения которого Он положил жизнь Свою (см. Ин. 10:11). Сей жезл символизирует власть, данную тебе от Бога, дабы, правя с «мудрою кротостью» (Иак. 3:13), ты сохранил и преумножил достояние Господне.
Благослови же собравшихся здесь людей, возносивших ныне молитвы Царю царствующих о ниспослании тебе всеукрепляющей благодати. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси