Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Профессор Андреа Риккарди: Единый голос христиан может пробудить людей от летаргического сна индивидуализма

Профессор Андреа Риккарди: Единый голос христиан может пробудить людей от летаргического сна индивидуализма
Версия для печати
18 февраля 2015 г. 10:30

Известный историк, общественный деятель, основатель Общины святого Эгидия профессор Андреа Риккарди рассказал в интервью для сайта Общецерковной аспирантуры и докторантуры, почему важно изучать пути религиозного развития народов и как улучшить жизнь бедных людей. Беседовал руководитель проектов ОЦАД И.А. Парфенов.

— В зарубежной прессе Вы часто выступаете как критик общества потребления. Что Вы предлагаете изменить, чтобы улучшить жизнь простых людей?

— Я думаю, что современная модель развития привела нас в тупик, и недавний экономический кризис подтвердил это. Я не считаю себя критиком общества потребления, однако, думаю, что необходимо переосмыслить экономику и поставить в ее центр человека и его нужды, и не исключать целые части планеты или слои общества. Я думаю, например, о драме многих стариков, в том числе и состоятельных, которых наши общества считают бесполезными, поскольку они непроизводительны. Логика рынка рискует сделать правителей и простых граждан циничными, бесчеловечными, в некоторых случаях безжалостными.

— В России считают, что в Европе идет процесс дехристианизации континента. Так ли это на самом деле? С чем связан упадок веры в Европе?

— У каждой христианской эпохи свои трудности и свои положительные черты. Если вспомнить ситуацию в Советском Союзе и центрально-восточной Европе в XX веке, когда христиан преследовали, я не могу сказать, что сегодня мы страдаем больше, чем в прошлом. В 1960-е годы говорили о «смерти Бога», то есть о неминуемом конце священного и трансцендентного на Западе, в то время как сейчас мы видим возвращение религии, порой, к сожалению, и в фундаменталистском ключе. Нашему времени свойственен индивидуализм, который удаляет людей от Бога, поскольку побуждает их чувствовать себя самодостаточными, чувствовать себя как Бог. Однако, по моему опыту работы в Общине святого Эгидия, и сегодня многие ищут Бога, может быть, даже больше, чем вчера. Нужно найти способ коснуться их сердец. Это великий вызов, стоящий перед нашими Церквами: услышать вопросы, часто невысказанные, многих людей, неприкаянных и ищущих.

— Община святого Эгидия известна всему миру делами милосердия. Вы являетесь ее основателем. Что подвигло ее создать?

— Община святого Эгидия — воплощение юношеской мечты, проживаемой с энтузиазмом и евангельским постоянством. В 1968 году, особом году для европейской молодежи, во время студенческих митингов в Италии и Франции, целое поколение боролось за изменение мира, прежде всего, согласно марксистским идеалам. Я тоже думал о том, что мир должен измениться и о способах его изменения. Тогда же произошло мое открытие Евангелия, что породило критическое отношение к различным идеологиям и помогло понять, что для изменения мира нужно менять себя, начинать с самих себя. Следующим этапом стало знакомство с римскими окраинами, миром бедных, незнакомым для таких благополучных юношей, каким был я. Как и сегодня, многие бедные жили на обочине общества, спрятанные, забытые. Встреча с Евангелием и встреча с бедными имели основополагающее значение для появления Общины святого Эгидия. Сегодня наша Община действует в 70 странах мира, и везде, где есть ее члены — есть христиане, которые учатся быть верными Евангелию в служении бедным. 

— Как ученый Вы исследуете христианство нового и новейшего времени. Над какими проблемами работаете сейчас?

— Мой интерес к истории христианства нового и новейшего времени появился из убеждения, что религиозный фактор является немаловажным элементом для изучения истории. Убежден, что фактор этот влиял и продолжает влиять на международные отношения, на связи между народами и культурами, на историю многих стран, в том числе Италии. Изучение путей религиозного развития народа — попытка уловить подземные течения истории, которые рано или поздно выходят наверх, часто в самые неожиданные моменты. Кроме того, я уверен, что, как христиане, мы призваны «творить историю», быть закваской в истории. 

— Взаимодействует ли Община с Русской Православной Церковью?

— Да, Община святого Эгидия связана с Русской Православной Церковью 30-летней дружбой. Впервые я был в Москве в 1980-е годы, но уже в 1970-е знал о притеснениях  христиан в России и сохранил чувство уважения ко многим верующим, которые героически держали горящим свет веры во мраке коммунистического режима. Помню, с каким восторженным чувством я присутствовал на Литургии в Богоявленском кафедральном соборе, помню встречу с одним из первых наших друзей — митрополитом Филаретом (Вахромеевым), тогда возглавлявшим Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

За эти годы было много знаменательных моментов в наших отношениях. Община святого Эгидия высоко ценит встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Волоколамским Иларионом. Тема милосердия, любовь к бедным нас объединяют. Я полагаю, что очень важны православно-католические конференции, посвященные милосердию, которые мы регулярно проводим совместно с Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, возглавляемым епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, с которым меня связывает ценнейшая дружба. Одна из конференций прошла в Москве в палатах Храма Христа Спасителя в декабре 2012 года.

— Насколько важен в современном мире межконфессиональный диалог? По Вашему мнению, на каком этапе своего развития он находится?

— Я полагаю, что диалог между христианами сегодня не только важен, но и срочен и жизненно необходим. В современном мире, который ставит в центр только экономические и потребительские интересы, единый голос христиан может пробудить людей от летаргического сна индивидуализма, в который многие погрузились. Если христиане не восстанут против того, что Папа Франциск называет «культурой отбросов» и «глобализацией безразличия», мир будет становиться все более жестоким, отвергающим и непредназначенным для жизни всех, в том числе христиан. Перед нами стоят общие вызовы, на которые нужно отвечать, и еще неизведанные пути сотрудничества. Кроме того, мы должны думать о страдающих и гонимых сегодня христианах — я молюсь о христианах на Ближнем Востоке и в различных регионах Африки и Азии.

— В 2011 году неожиданно для всех Вы попали в обновленный состав правительства Италии. Многие газеты пытались понять, как будучи католическим миссионером, Вы оказались в большой политике. С чем было связано это решение? Продолжаете ли Вы свою политическую деятельность?

— Мое назначение министром интеграции и международного сотрудничества в «техническом» правительстве под руководством Марио Монти было неожиданным, хотя лично и с Общиной святого Эгидия я более 30 лет занимаюсь подобной проблематикой. Правительство Монти было образовано исключительно из «техников», то есть деятелей итальянского общества, специалистов в различных областях, не принадлежащих ни к одной из партий. Такое условие позволило мне принять это назначение. Жить по-христиански в обществе в любом случае означает интересоваться общественными делами, общим благом. Можно вести политику, и не принадлежа к какой-либо партии или коалиции. Естественно, я говорю о политике с большой буквы, а не о той политике, которую мы видим, читая новости. 

— Как Вы считаете, слышен ли голос Русской Православной Церкви в Европе? Считаются ли с ее мнением по актуальным вопросам?

— Голос Русской Православной Церкви авторитетно звучит на всем европейском континенте. Ее присутствие в многочисленных международных организациях очень важно. Я убежден, что все больше мы должны будем сотрудничать бок о бок для утверждения христианских идеалов, евангельских принципов в наших обществах и на нашем европейском континенте.

— В октябре 2014 года Вам был вручен диплом почетного доктора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Что для Вас значит эта награда?

— Конечно, первой моей реакцией была благодарность Общецерковной аспирантуре и докторантуре, ее ректору митрополиту Волоколамскому Илариону и Святейшему Патриарху Кириллу, утвердившему решение Ученого совета. Для меня было большой честью первым получить диплом honoris causa в вашем учреждении и я думаю, что это еще одно звено в нашей истории сотрудничества и дружбы, связывающей меня лично и всю Общину святого Эгидия с Русской Православной Церковью.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Москве пройдет круглый стол, посвященный благотворительности в праздники

Священники Мурманской епархии посетили пострадавших при столкновении поездов

В Донецке больница святителя Алексия откроет учебный центр по сестринскому уходу

Святейший Патриарх Кирилл: Благодарю всех священнослужителей и мирян, которые объединяются ради поддержки воинов

В рамках Рождественских чтений пройдет секция Синодальной богослужебной комиссии

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре завершились курсы повышения квалификации по эффективному менеджменту молодежного служения

В издательстве ОЦАД вышло новое учебное пособие «История Русской Православной Церкви. Синодальный период»

В Общецерковной аспирантуре открылись курсы повышения квалификации по эффективному менеджменту молодежного служения

В день памяти святителя Николая Мирликийского Патриарший экзарх Западной Европы совершил Литургию в базилике итальянского города Бари, где хранятся мощи святого

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

Представитель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю введения в должность нового настоятеля англиканского храма в Москве

Предстоятелю Церкви Индии вручена государственная награда России

Заместитель председателя ОВЦС встретился с представителем Общины святого Эгидия

Председатель ОВЦС встретился с председателем Папского Совета по содействию христианскому единству

В Демократической Республике Конго исламистские фанатики взорвали бомбу в католическом храме

Представители Церкви приняли участие в вечере памяти Кьяры Любич в Москве

Другие интервью

Мы — одна семья, мы все — одно тело. Святейший Католикос Маланкарский о своем служении и межцерковном диалоге

Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

Интервью Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока РИА «Новости»

Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви

Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Мы во многом единодушны»

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках

Патриарший экзарх Африки: Русская Православная Церковь рассмотрит присутствие в каждой из 54 стран континента

Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру