Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля
Версия для печати
4 декабря 2012 г. 16:00

4 декабря 2012 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 95-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня великий двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в честь события, о котором ничего не сказано в Священном Писании. Но мы знаем об этом событии из Предания Церкви, потому что из поколения в поколение, начиная с первых годов существования Церкви Христовой, в христианской общине хранилась память о нем. Позднее эта память была зафиксирована — в первую очередь, в святоотеческих творениях, и мы встречаем замечательные образцы проповедей великих святых отцов, посвященных дню Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Само по себе событие это было достаточно обыкновенным для жизни тогдашнего Иерусалима — существовал обычай посвящать первенцев Богу. Конечно, не все родители так поступали, не все отдавали своего ребенка в храм на воспитание, но многие этот обычай исполняли — приводили своих младенцев в храм и отдавали их на воспитание тем, кто при нем служил. В этом смысле событие было обыкновенным, но Предание повествует нам о чем-то, что делает произошедшее из ряда вон выходящим. Младенца Марию, приведенную Ее благочестивыми родителями для посвящения Богу, встречает первосвященник и сам вводит в храм. В этом действии первосвященника — несомненное пророчество и прообразование всего того, что совершила Пресвятая Дева и что через Нее Бог совершил для рода человеческого.

Замечательный обычай посвящать детей Богу и отдавать их на воспитание в храм свидетельствовал о вере иудеев в то, что жизнь человека должна начинаться с соприкосновения со святыней. Эта вера запечатлена и в Предании Церкви нашей — первым событием в жизни новорожденного является его вхождение в храм для совершения Таинства Крещения. Теперь детей приносят родители или восприемники (хотя все зависит от возраста), и как замечательно, что эта традиция соприкосновения младенца в начале жизни с Богом в Его храме живет и в нашем народе!

Храм занимает особое место в жизни человека не потому, что храмы в большинстве своем величественны и красивы, не потому, что храмы, особенно древние, отмечены богатой историей, участием в их создании знаменитых архитекторов и художников. Храм имеет значение, потому что в нем присутствует Божественная благодать. Бог особым образом присутствует в храме, потому что именно в храме собирается Церковь Божия, община верующих людей, которая призывает Святого Духа, окружая престол, во главе с епископом или священником. И это призывание Святого Духа преобразуется в реальную духовную силу, которую Бог ниспосылает людям.

Всякое Таинство, совершаемое в храме, но более всего Таинство святой Евхаристии, являет нам присутствие Божие, присутствие Божественной благодати. Люди знают на опыте — не с чьих-то слов, — что посещение храма сопровождается глубоким духовным переживанием, иногда сознательным, а иногда и неосознанным; что мы выходим из храма не в том душевном состоянии, в котором живем вне храма.

Удивительным образом Божественная благодать влияет не только на душу, но и на тело человека. На какое-то время приостанавливается воздействие наших недугов, мы физически чувствуем себя лучше. Конечно, люди далекие от веры будут объяснять это разными внешними факторами. Но есть только одно объяснение, которое в полной мере раскрывает тайну того, что происходит с человеком в храме, — объяснение, которое связывает человека с Богом в молитве и в Таинствах, совершаемых в храме. Именно здесь мы получаем особый опыт переживания Божественного присутствия, который сильнее любых человеческих аргументов, сильнее любых доказательств убеждает нас в существовании Бога. Если бы не было той великой благодатной атмосферы, которую мы и сегодня здесь переживаем, если бы не было этого благорастворения воздухов духовных, если бы не было этого умягчения сердец, — что было бы? Разве кто-нибудь приходил бы в Божии храмы, особенно в большие праздники, когда и служба долгая, и народу много? Ведь наше посещение храма требует времени — либо за счет отдыха, либо за счет трудов наших. Но мы идем в храм Божий — именно потому, что чувствуем Божию благодать, чувствуем, сколь значительно посещение храма для человека, и это является самым лучшим доказательством Божественного присутствия в нашей жизни.

Именно на этом опыте и основывается наша вера. Вот почему для того, чтобы иметь веру, нужно посещать храм Божий. Те, кто говорит, что верит и без того, чтобы в церковь ходить, ошибаются. Потому что соблазны жизни, различные ложные учения могут поколебать человеческий разум, если его вера основывается только на разумных рассуждениях. Нужно некое внутреннее безупречное доказательство, нужен живой опыт переживания Божиего присутствия — тогда ничто не поколеблет нашей веры.

Кстати, об этом хорошо знали гонители Церкви. Почему во время гонений разрушаются храмы? Казалось бы, сохраните храм — даже утилитарно можете его использовать, как это и делали у нас после революции. Но ведь храмы в большинстве своем разрушались, — чтобы не было места, где человек переживает реальный опыт общения с Богом, чтобы не чувствовал он этого сильного, мощного свидетельства о Боге, чтобы не имел он этого жизненного доказательства Божественного бытия! Вот почему уничтожались храмы — знали, что пока они стоят и тем более пока люди ходят в них, опыт соприкосновения с Божественной благодатью будет укреплять веру — и ведь так оно и было.

Мы сегодня празднуем еще одно великое событие. Ровно 95 лет назад произошла интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. В грозном ноябре 1917 года, сразу после революционных событий, Святейший был избран, и в день Введения во храм Пресвятой Богородицы возведен на московский Патриарший престол. Каково же было ликование народа! 200-летняя мечта о возрождении Патриаршества, а вместе с ним канонического, то есть правильного образа правления Церковью, осуществилась. Радовались и духовенство, и простой народ, и интеллигенция наша, и многие, во власти бывшие. Радовались, и с этим событием связывали возрождение России, возрождение Церкви, возрождение веры.

Но Господь воздвиг Своего угодника и призвал его к Патриаршему служению для другого. Время Патриарха Тихона не было временем внешней славы Церкви. Именно тогда, осознав всю силу видимого присутствия Божия в мире через храмы, святыни, монастыри, власть начала войну с Церковью. Уничтожались епископы и священники, разрушались храмы, и даже здесь, в Кремле, в те самые страшные месяцы, произошла трагедия, о которой мало теперь знают, когда по Кремлю стали стрелять из пушек, стремясь разрушить соборы, святыни в самом центре нашей страны.

Это безумие удалось остановить, благодаря чему сохранился Успенский собор — свидетель самых значительных событий в нашей национальной истории. Сохранились некоторые другие храмы, но монастыри Кремля были разрушены — и Вознесенский, и Чудов, два исторически, духовно значимых монастыря в Кремле были в 1929 году до основания разрушены.

Но и вся эта история с разрушением церквей ведь тоже есть косвенное доказательство бытия Божия. Если нет Бога, если достаточно просветить людей, дать им образование, приобщить их к науке и все они станут неверующими — зачем же разрушать святыни? Однако те, кто совершал эти преступления, хорошо знали, что делают. Они знали, что в храмах Божиих присутствует Божественная благодать, которая укрепляет человека.

Божия Матерь начала Свою жизнь с вхождения в храм и затем, как повествует сегодня иносказательно Послание к Евреям (Евр. 9:1-7), стала храмом для воплотившегося Бога, Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому, вспоминая торжественное и символическое событие — Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие. Тогда многое изменится в жизни; и соблазны, и скорби, и искушения, и ложь, и конфликты — все то, что разрушает нашу жизнь, — будут испепеляться силой Божией благодати. И, прославляя праздник Введения Пресвятой Богородицы, мы просим Ее, чтобы Она не оставила Своего попечения о народе нашем, о Церкви нашей, чтобы укрепила веру и благочестие в сердцах наших. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи