В связи с появлением в ряде электронных средств массовой информации заявления так называемого «Союза русских православных верующих Крыма», в котором содержится информация о мнимом обострении «религиозной ситуации в Крыму, где тлетворные зерна раскола прорастают в Украинской Православной Церкви и начинают давать свои всходы… », пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии, по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, заявляет следующее.
Информация о якобы имеющемся притеснении русского православного духовенства в Крыму не соответствует действительности. Более того, в Симферопольской и Крымской епархии УПЦ, как и во всей полноте нашей святой Матери-Церкви никогда ни делалось и не делается разделение ни среди духовенства, ни среди мирян по национальному признаку, ибо Священное Писание устами святого апостола Павла говорит нам: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 22-28).
Как для священнослужителей, так и для Церкви, главной задачей которой является спасение человека от греха и смерти, главным критерием в этом отношении выступает не национальная принадлежность, а, прежде всего, православное вероисповедание, апостольская преемственность, рукоположение от канонически правильного Архиерея, приверженность святоотеческой традиции и неизменная верность канонической Святой Матери-Церкви.
Не выдерживает критики и заявление «Союза …» о том, что «за 16 лет пребывания митрополита Лазаря в Крыму из Симферопольской и Крымской епархии выехали почти все русские священники, имеющие образование Московской и Ленинградской духовных академий и семинарий». На сегодняшний день в клире Симферопольской и Крымской епархии состоит более 40 священнослужителей, получивших образование в духовных школах, расположенных как на территории Российской Федерации (это Московские духовные семинария и академия, Санкт-Петербургские духовные семинария и академия, Белгородская духовная семинария, Свято-Тихоновский государственный гуманитарный университет (Москва), Курская духовная семинария, Барнаульское духовное училище) так и на территории других государств, таких как Беларусь (Минские духовные семинария и академия) и Греция (Богословский факультет Аристотелевского университета в Афинах и Богословский факультет Салоникского университета). Среди этих священнослужителей есть настоятели крупных храмов, благочинные, преподаватели Таврической духовной семинарии. Поэтому более чем странным является утверждение, что за время пребывания на кафедре правящего архиерея (а это не 16, а 15 лет) уменьшилось число священнослужителей, получивших образование в духовных школах на территории РФ.
Наоборот, с того момента, когда священноначалием нынешний правящий архиерей митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь был назначен на Крымскую кафедру, количество священнослужителей увеличилось до 326 человек, а приходов до 530. Почти 80% нынешних священнослужителей были рукоположены правящим архиереем, и в том, что это, как правило, местные жители, крымчане (а, значит, и граждане Украины), нет ничего необычного, ибо подобная практика существует во всех епархиях Святой Матери-Церкви.
А если говорить о национальном составе, то в клире епархии есть и украинцы, и русские, и белорусы, и болгары, и греки, что неудивительно в многонациональном Крыму, которые родились и выросли в нашем благодатном крае. Более того, согласно статистическим данным, из Крыма духовенство не только выезжает на постоянное место жительства и служения в различные страны СНГ, но и прибывает в Симферопольскую и Крымскую епархию из других епархий, расположенных на всем постсоветском пространстве, в том числе и из Российской Федерации.
Симферопольская и Крымская епархия УПЦ, являясь составной частью Святой Матери-Церкви, призывает всю боголюбивую православную крымскую паству к духовному единству, которое обеспечивается, прежде всего, не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и святым Крещением, ибо новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13, 14), а духовная родина всех христиан — не земной, но "вышний Иерусалим"» (Гал. 4, 26), и Евангелие Христово проповедуется не на каком-то священном языке, доступном лишь одному народу — его носителю, но на всех языках (Деян. 2, 3-11).
В своей жизни все мы, и духовенство и миряне, должны руководствоваться «Основами социальной концепции РПЦ», принятыми Освященным Юбилейным Архиерейским собором РПЦ, определившим, что являются греховными и несогласными с Православием такие учения, «которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до уровня одного из аспектов национального самосознания» («Основы социальной концепции РПЦ». Гл. II, п. 4).
Пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии УПЦ/Патриархия.ru