Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заместитель председателя Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон прокомментировал для портала «Интерфакс-Религия» закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».
Вне зависимости от того, будет ли принята поправка по поводу усыновления в США, интерес к этой теме свидетельствует о том, что этот вопрос небезразличен нашему обществу. Да, мы знаем про случаи, когда государственные власти США не наказывали тех, кто проявлял бесчеловечное отношение к нашим детям. С другой стороны, мы знаем, что есть множество замечательных американских семей, которые усыновили российских детей, и все у них благополучно. И хотя сейчас по вопросу зарубежного усыновления высказываются разные мнения, нас всех объединяет одно — желание помочь детям-сиротам.
Если будет принят закон о прекращении усыновления российских детей гражданами США, конечно, мы подчинимся этому. Но это налагает на всех нас ответственность: на тех, кто разрабатывает этот закон, на президента, — налагает ответственность заботы о детях, от которых отказались родители, о детях-инвалидах, которых из-за разных сложностей сегодня трудно воспитывать в семьях. И поэтому мы должны не только высказывать свои мнения, не только бурно обсуждать происходящее, но и участвовать в решении этой очень тяжелой проблемы — как помочь тем детям, которые остались без родительского попечения. Это очень важная задача, и ее можно решить, только объединив наши усилия. Все наше общество, государственные власти, Церковь должны вместе заниматься этим трудным, важным и очень нужным делом.
Сегодня уже много делается в этой сфере. Из-за того, что часто приемные семьи отказывались от детей, теперь в России введено правило, по которому желающие усыновить сирот должны пройти специальные курсы приемных родителей. В этой работе участвует и Церковь: такие курсы недавно были открыты в Марфо-Мариинской обители в Москве. Со своей стороны, Церковь готова и рада взять на себя ответственность за воспитание и передачу в семьи детей-сирот.
Я считаю, что нужно принять такие законы, которые реально помогали бы людям, желающим усыновлять детей. Нужны такие законы, которые помогли бы церковным детским домам, приютам. Сейчас у церковных детских домов нет задачи воспитывать детей с младенчества до совершеннолетия. Задача церковных детских домов — стать центрами усыновления. Нужно сделать так, чтобы дети жили там лишь столько, сколько нужно для подбора усыновителей, чтобы дети потом возвращались в семьи. Задача Церкви — призывать своих чад к тому, чтобы они помогали воспитывать, усыновлять, брать этих детей к себе, для того чтобы эти дети не остались без родителей.
Каким бы ни был исход дискуссии, будет ли принят закон или нет, задача усыновления детей остается. И я призываю всех, кто в ней так активно участвует, к тому, чтобы не только словами, не только обсуждением, но и самим делом помочь нашим сиротам.