Коптская и Эфиопская Православные (нехалкидонские) Церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, говорится в послании Генерального секретаря Всемирного совета церквей доктора Сэмюэля Кобиа Папе Александрийскому, Патриарху Престола святого Марка Шенуде III и Патриарху Эфиопскому Абуне Павлу.
Подписание совместной декларации Предстоятелями этих древних Восточных Церквей, пребывавших на протяжении десятилетий в конфликте, состоялось в Каире на прошлой неделе, однако текст заявления был обнародован два дня назад в Ливане Католикосом Великого дома Киликийского Арамом I (Армянская Апостольская Церковь), который являлся посредником примирения и также поставил под документом свою подпись, сообщает «Интерфакс».
В декларации подчеркивается, что Коптскую, Армянскую и Эфиопскую Церкви объединяет единая вера, которая «веками была основанием нашей общей доктринальной позиции и богословских учений» и укоренена в постановлениях «трех Вселенских Соборов» (нехаликидонские Церкви не признают IV-VII Вселенские Соборы — Ред.)
Дкумент также содержит упоминание, что после подписания Предстоятелями Коптской и Эфиопской церквей протокола о взаимных отношениях в 1994 году дальнейшее развитие отношений было остановлено, но теперь оно будет всемерно развиваться, вплоть до возможного созыва «совместного Священного Синода».
Существенное осложнение отношений между Коптской и Эфиопской Церквами началось в 1967 году, когда после занятия Израилем Восточного Иерусалима в результате «шестидневной войны» разгорелся конфликт между коптами и эфиопами из-за прав на монастырь Дейр эс-Султан в Старом городе. Израиль при этом поддержал эфиопскую сторону.
Отношения были фактически разорваны в 1994 году, когда Шенуда III предоставил автокефалию новообразованной Эритрейской Церкви, отделившейся от Эфиопской Церкви после провозглашения государственной независимости Эритреи. С тех пор Эфиопская Церковь прервала евхаристическое общение с Коптской и Эритрейской Церквами.
Эфиопия приняла христианскую веру еще в IV веке, но с XIII века Эфиопская церковь подчинялась Коптской, а все епископы в Эфиопии до 1929 года были коптами и назначались Коптским Патриархом в Египте. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт.
С начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. Автокефалия Эфиопской Церкви, провозглашенная в 1960 году императором Хайле Селассие, была признана Коптской Церковью четыре года спустя.
По данным эфиопских источников, общая численность верующих Эфиопской церкви составляет 30 млн. верующих, что составляет около 60% населения страны. Абуна Павел возглавляет свою церковь с 1992 года. Во времена Менгисту Хайле Мариама он провел семь лет в тюрьме (1976-1983), поскольку был рукоположен во епископа без разрешения государственных властей.
К Коптской Церкви в Египте принадлежат от 4 млн. (по официальным данным) до 8 млн. верующих (по данным самой Церкви); имеется также значительная коптская диаспора в странах Европы, Африки, Австралии и Америки.
Эритрейская церковь объединяет около 1,7 млн. верующих.
К семье древних Восточных (нехалкидонских) Церквей, кроме Коптской и Эфиопской, относятся Армянская, Сирийская и Сиро-Маланкарская (Индия) Церкви.