Возвращения первоначального статуса церкви Святой Софии в Стамбуле, превращенной в XX веке в музей, добивается международная группа активистов.
«Мы считаем, что в настоящее время святость этого места нарушается. Святая София всегда была церковью, в ней не может существовать ни мечеть, ни музей», — сказал РИА «Новости» глава группы «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council), ветеран американской политики Крис Спиру (Chris Spirou).
Споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Святая София была построена в VI веке нашей эры как церковь, в середине XV века была превращена завоевателями-турками в мечеть, а в ХХ веке стала музеем.
Лидер группы «Совет по освобождению» Крис Спиру иммигрировал из Греции в США подростком в 50-е годы. Там он занялся политикой, баллотировался в губернаторы штата Нью-Гэмпшир, неоднократно возглавлял демократов Нью-Гемпшира и принимал активное участие в предвыборных кампаниях всех демократических кандидатов на пост президента США от Джимми Картера до Альберта Гора.
Пока что главным результатом деятельности Спиру в защиту церковного статуса Святой Софии стали слушания по этому вопросу в Совете по правам человека при Конгрессе США (Congressional Human Rights Caucus).
Эти слушания проходят в Конгрессе с июня этого года и, как рассчитывает Спиру, должны привести к резолюции, поддерживающей его требования.
«Если власти превратили святую церковь во что-то другое и нарушили права верующих, они рано или поздно будут осуждены общественным мнением», — считает Спиру.
Впрочем, он не склонен вдаваться в вопрос, следует ли, например, возвратить Парфенон современным язычникам или христианам (на протяжении тысячи с лишним лет Парфенон был церковью), или мусульманам (здесь также была мечеть), или все-таки оставить музеем, как сейчас.
По мнению Спиру, в случае со святой Софией, в отличие от других памятников, «вопрос совершенно ясный — Святая София никогда не была мечетью, поскольку в мечеть ее превратили насильственно после завоевания Константинополя в 1453 году турками».
Одновременно Спиру признает, что музейный статус Софии, сделал более доступным для обозрения сокровища церкви (в частности, архитектурное убранство и знаменитые мозаики). Но при этом отказывается признать статус музея удовлетворительным.
На его взгляд, Святая София — «матерь-церковь» для всех христиан, и именно поэтому там следует возобновить службы. Он также рассчитывает, что и мусульмане Турции могут принять такой вариант, поскольку ислам разрешает верующим молиться в христианских храмах.
Спиру подчеркивает свою независимость от интересов Православной Церкви.
«Я сам в церкви бываю раз в год. Когда мне было 12 лет, я рассказал на исповеди нашему деревенскому священнику, что стащил две дыни. Священник меня «заложил» сторожу бахчи, а тот меня поколотил. С тех пор мои отношения со священниками стали более прохладными», — повествует Спиру.
Он настаивает, что вопрос о статусе Святой Софии — это вопрос прав человека, а не только церковной или политической жизни.
Организация, возглавляемая Спиру, имеет отделения в США и Греции, планируя распространить свою деятельность на другие страны, в том числе и на Россию. «Для нас поддержка россиян очень важна», — говорят в организации, которая уже насчитывает сотни членов.
Организация старается не ассоциировать себя с Грецией и заявляет, что не поддерживает отношений с правительством какой-либо страны.
Совет дистанцируется и от раскрученной в Интернете инициативы по сбору подписей за то, чтобы вновь сделать Святую Софию церковью. Организаторы Интернет-голосования заявили, что собрали сотни тысяч подписей под своей петицией.
«Это во всех отношениях вредная инициатива. Подписи планируется сдавать в Совет Европы, который такие петиции не принимает. Кто и как подсчитывает голоса, непонятно. Кроме того, организаторы голосования пытаются угрожать Турции и ставить ей ультиматумы, увязывая ее вступление в ЕС с вопросом о Святой Софии. Это неправильно. На Турцию следует не давить, а убеждать турецкое общественное мнение», — говорит один из представителей «Совета по освобождению Святой Софии».
Пока члены Совета сосредоточились на убеждении американского общественного мнения при помощи слушаний в Конгрессе. Как заявил влиятельный конгрессмен Том Лантос (Tom Lantos), «ситуация вокруг Святой Софии — один из наиболее важных вопросов, которые когда-либо рассматривались в Совете по правам человека при Конгрессе США».
Православный храм Святой Софии — Премудрости Божией был построен в Константинополе (ныне Стамбул) в VI веке при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель, сразу же после взятия Константинополя, велел обустроить в церкви мечеть.
Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.
Святая София является признанным шедевром средневекового зодчества. Ее огромный купол диаметром в 31 метр на протяжении многих веков восхищал путешественников, а сама церковь на протяжении примерно тысячи лет была самым высоким зданием в мире, не считая египетских пирамид. Церковь украшена бесценными мозаиками, которые считаются наиболее значительными примерами византийской монументальной живописи.
РИА «Новости»/Патриархия.ru