Министр иностранных дел Греции Дора Бакоянни и лидер Европейской народной партии Вилфрид Мартенс выступили с совместным заявлением, в котором требуют от Турции признать «международный статус и церковную преемственность» расположенного в Стамбуле Константинопольского Патриархата.
В документе говорится, что «Вселенский Патриарх был главой Православной Церкви во всем мире с VI века», а в настоящее время он является «духовным вождем 300 млн. православных христиан во всем мире».
Заявление, опубликованное на сайте греческого МИД, было принято на встрече Д. Бакоянни и В. Мартенса в Брюсселе. Оно также содержит осуждение вердикта турецкого кассационного суда о признании Патриархата субъектом турецкого, а не международного права, а Патриарха Варфоломея I — главой общины православных греков в Турции.
В числе выдвинутых требований — возобновление деятельности богословской школы Константинопольского Патриархата на острове Халки, закрытой турецким правительством в 1970-е годы, признание за патриархатом прав юридического лица и возвращение его собственности.
«Мы должны действовать. Действовать, пока еще не слишком поздно», — заявила Д. Бакоянни на совместной пресс-конференции с В. Мартенсом в Брюсселе.
В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата «Интерфаксу» сообщили, что Русская Православная Церковь «испытывает глубокое сожаление в связи с любым необоснованным ограничением свободы исповедания православной веры, где бы оно ни имело место», и «никогда не подвергала сомнению исторический титул «Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха», так же как и титул «Судии вселенной и 13-го Апостола», который, по традиции, носит Патриарх Александрийский».
Однако собеседник агентства пояснил, что вселенной в то время, когда эти титулы сложились, именовалась Византийская империя, поэтому представление о «всемирной юрисдикции Константинопольского Патриархата» или о принадлежности к нему «300 миллионов православных христиан» не соответствует действительности, поскольку «Константинопольский Патриархат является одной из 15 вполне самостоятельных (автокефальных) поместных Православных Церквей и далеко не самой многочисленной из них по количеству верующих».
В диптихе (списке предстоятелей Православных Церквей) «Константинопольский Патриарх традиционно занимает первое, почетное место, но оно не предоставляет никакой власти вне пределов Константинопольской Церкви» и к тому же закреплено за Константинополем не с VI, а с XI века, так как «до окончательного раскола в 1054 году между Константинопольской и Римской Церквами первое место в диптихе, согласно священным канонам, бесспорно принадлежало Римскому епископу», — заявили в ОВЦС.