23 марта 2013 года, в субботу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в столичном храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Тихон!
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас за Ваши добрые слова и за памятные дары, которые Вы мне сегодня преподнесли, но главное — за сегодняшнее богослужение, которое собрало так много народу.
Действительно, московский храм святителя Николая в Хамовниках является особым святым местом нашего града, потому что здесь пребывает чудотворный образ. Образ не древний — он не пришел к нам со времен апостольских, не был привезен из Византии, не был прославляем в течение столетий. Он появился совсем недавно, в середине XIX века, в Орловской губернии, а затем его копия была принесена в Москву.
Казалось бы, а почему этот образ стал таким почитаемым? Ни древности, ни особой иконописной красоты, ни драгоценной ризы — ничего такого, что могло бы привлечь внимание людей. Но вот ведь что случилось: когда образ был привезен в Москву, перед ним начались исцеления людей. И никакое это не самовнушение, потому что образ не считался чудотворным, и не массовый психоз, потому что никаким психологическим воздействием невозможно объяснить исцеления от холеры, от тяжелейших заболеваний спинного мозга, от многих других смертельных заболеваний. Сотни москвичей получили исцеления перед этим образом, и ведь все это зафиксировано, все это подтверждено больше, чем многие иные события, по поводу которых существуют разногласия среди историков.
К пустому колодцу не приходят за водой. Люди приходят сюда именно потому, что они, молясь перед образом Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», получают просимое. Собственно говоря, на этой простой внутренней логике основывается вся вера наша. Она ведь основана не на философии, не на мудрствовании. Может быть, для кого-то, кто без мудрствования не может подойти к Богу, и нужна философия, — она и присутствует в историческом учении Церкви, в богословии. Но для человека, который просто нуждается в помощи Божией, который молится горячо Господу, Пречистой Его Матери, и получает просимое, не нужно никаких доказательств и никаких философий, ибо то, что с ним реально происходит, является величайшим доказательством Божиего присутствия и того, что Бог нас слышит. И если бы не было ответа на наши молитвы, не толпились бы мы сегодня в этом храме, нашли бы чем заниматься там, за его стенами. Но мы здесь, мы стоим три часа и молимся. Нам никто не предлагает сесть, никто не приносит прохладительных напитков, но мы стоим, потому что понимаем, что близки к Богу и Господь принимает нашу малую жертву, принимает нашу молитву, отвечает на молитву реальными делами.
Ведь так и спасалась Русь. Так спасались верующие люди, так укреплялась вера в сердцах людей — через близость к Господу, через опыт реального ответа Неба на наши к Нему воздыхания. И покуда будет так, несокрушима вера, и никакие мудрствования, никакие соблазны не смогут исторгнуть ее из сердца больного человека, который, потеряв всякую надежду на исцеление, у пресвятого образа Богоматери получил исцеление. Что ни говори такому человеку, он пережил реальный опыт общения с Божественным миром, и этот опыт ничто и никто перечеркнуть не сможет.
А как иначе можно объяснить факт выживания Церкви нашей в эпоху тотального безбожия, уничтожения храмов, издевательства над святынями, кощунств и злодеяний? Практически все было уничтожено, отдельные храмы стояли на просторах Святой Руси, как маленькие свечечки, их свет мало кому был виден, а вера в сердцах людей сохранялась, потому что никакое истребление видимой структуры Церкви не может уничтожить ее внутренней благодатной силы и никакие внешние гонения не могут разрушить веры, которая основана на личном опыте.
Наш народ прошел через этот опыт, как, может быть, ни один другой народ в мире. Но сегодня снова создаются общества безбожников, нас снова призывают не верить, нас снова начинают осмеивать, нам снова говорят: «как можно верить в Бога, когда в мире так много страданий?» — будто бы на этот вопрос нет ответа. Он уже давно дан, и все это повторяют только для того, чтобы соблазнить колеблющихся в вере, сомневающихся, стоящих одной ногой там, в соблазнами раздираемом мире, а другой ногой — уже у порога храма. Но верим, что сила Божия сильнее диавольской силы, и все эти искушения, все эти аргументы неверующих — всё это разрушается перед чудотворным образом, потому что в жизни людей совершается реальное чудо, укрепляющее веру и отражающее всякие прилоги вражеские.
Пусть этот храм в центре исторической Москвы, известный своей чудотворной иконой, всегда будет таким светочем. Пусть свет, исходящий от этого чудотворного образа, освещает дорогу людям, укрепляет веру и дает надежду. Именно с этими мыслями мы сегодня и совершали Божественную литургию. Радуюсь тому, что Царица Небесная простирает Свой Покров над всеми людьми вне зависимости от времени, в которое они живут, вне зависимости от образа жизни и от того, как они одеваются и о чем они думают. Если в их сердцах — вера и горячая молитва, Царица Небесная отвечает на эту молитву и подает просимое. Ее молитвами да сохранит Господь Отечество наше, Церковь нашу и народ наш в вере и благочестии. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси