Представитель Болгарской Православной Церкви прокомментировал конфликт вокруг титула «Вселенский», в связи с которым на Патриарха Варфоломея I подал в турецкий суд проживающий в Стамбуле болгарин Божидар Чипев, передает сайт «Православие БГ».
«Константинопольский Патриарх Варфоломей не является Вселенским Патриархом. Вообще Вселенского Патриарха не существует, так как все Патриархи самостоятельны, независимы друг от друга и имеют равные права в патриаршем служении. Это утверждено в канонах Церкви, об этом свидетельствует история», — заявил Болгарскому Национальному Радио в Москве архимандрит Игнатий, представитель Болгарского Патриарха и Священного Синода Болгарской Православной Церкви в Москве.
Архимандрит Игнатий заявил, что Варфоломей I, как и любой другой Патриарх, не вправе совершить какую бы то ни было службу и в самом маленьком болгарском селе без разрешения Патриарха Болгарского и правящего архиерея соответствующей епархии.
Кафедра Константинопольского Патриарха располагалась в столице империи, которая воспринимала себя как вселенская; поэтому Патриархия в Константинополе и получила название Вселенской, а Патриарх — «Вселенский» титул, отметил московский представитель БПЦ. Как «столичный» Патриарх он имел преимущество чести перед Патриархами тех Поместных Церквей, территории которых входили в состав империи.
Соответственно Константинопольский Патриарх Варфоломей не может заявлять о себе как о Патриархе или «духовном вожде» всех православных христиан мира, а возглавляемая им Патриархия должна именоваться не Вселенской, а Константинопольской, убежден архимандрит Игнатий.
Как отметили в июле этого года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, Русская Православная Церковь «никогда не подвергала сомнению исторический титул "Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха", так же как и титул "Судии вселенной и 13-го Апостола", который, по традиции, носит Патриарх Александрийский».
Однако собеседник агентства «Интерфакс» пояснил, что «вселенной» в то время, когда эти титулы сложились, именовалась Византийская империя, поэтому представление о «всемирной юрисдикции Константинопольского Патриархата» или о принадлежности к нему «300 миллионов православных христиан» не соответствует действительности, поскольку «Константинопольский Патриархат является одной из 15 вполне самостоятельных (автокефальных) поместных Православных Церквей и далеко не самой многочисленной из них по количеству верующих».
В диптихе (списке предстоятелей Православных Церквей) «Константинопольский Патриарх традиционно занимает первое, почетное место, но оно не предоставляет никакой власти вне пределов Константинопольской Церкви» и к тому же закреплено за Константинополем не с VI, а с XI века, так как «до окончательного раскола в 1054 году между Константинопольской и Римской Церквами первое место в диптихе, согласно священным канонам, бесспорно принадлежало Римскому епископу», — разъяснили в ОВЦС.
Патриархия.ru