Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарии к «Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»

Версия для печати
29 марта 2013 г. 14:55

Комментарии заведующего Сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви священника Алексия Алексеева и помощника благочинного по религиозно-образовательной деятельности Сосновоборского благочиннического округа, директора воскресной школы собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» города Сосновый Бор священника Андрея Мекрюкова к «Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».

Окончание прошедшего 2012 года было ознаменовано событием, значимость которого для всех подвизающихся на ниве духовного просвещения подрастающего поколения трудно переоценить. Речь идет об утверждении Священным Синодом Русской Православной Церкви документов, регулирующих деятельность детских воскресных школ на территории Российской Федерации (журнал №125 от 25 декабря 2012 года).

Принятию этих документов предшествовала длительная и острая дискуссия. Она показала, что на сегодняшний день для многих руководителей воскресных школ характерно весьма размытое понимание задач школы, а также путей их реализации. Воскресными школами часто называют любые объединения детей, в организации которых принимают участие структурные подразделения Русской Православной Церкви. В результате такие воскресные школы, за редким исключением, в своей деятельности не решают главной задачи, к которой они призваны. А задача эта состоит в приобщении детей к жизни в лоне Православной Церкви.

Об этой проблеме говорится, в частности, в докладе Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28 декабря 2012 года: «Хотел бы обратить внимание на самый важный аспект деятельности воскресных школ. Их главной целью является приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы … не должны превращаться лишь в места проведения досуга, клубы по интересам, в церковный вариант "дворца пионеров". Необходимо всегда помнить, что их основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

Избежать подмены воскресной школы «православным дворцом пионеров» в большой степени может помочь внедрение «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».

В начале Пояснительной записки этого документа, который мы будем называть в дальнейшем Стандарт, раскрывается главная задача, к решению которой призваны воскресные школы. Это — «укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства». Именно ради того, чтобы способствовать решению этой главной задачи, которая ставится перед каждой воскресной школой, и создан рассматриваемый документ.

«Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности — систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного образования и воспитания».

Под систематизацией Стандарт подразумевает построение «единой системы религиозного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, целостности, верности традиции». И это крайне важно, имея в виду одно из существенных свойств Церкви — единство.

Что касается повышения качества обучения в воскресных школах, то следует понимать, что это предполагает не только, и не столько правильную передачу детям знаний о Боге, мире и человеке, сколько формирование в них глубокого христианского мировоззрения, твердых убеждений, развитого нравственного чувства. Об этом подробно говорится в Задачах Стандарта.

Среди них хотелось бы отметить некоторые задачи, обусловленные современным состоянием общества: формирование духовной и нравственной ответственности; изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии; формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека, взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Очень важной представляется и такая задача, как «повышение педагогической компетентности родителей, стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей и педагогов в процессе воспитания детей». Именно в единстве педагогических усилий родителей и учителей формируется благоприятная среда для решения главной задачи воскресной школы.

Стандарт предполагает три типа воскресных школ:

а) воскресная учебно-воспитательная группа;

б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);

в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.

Для воскресных учебно-воспитательных групп Стандарт ставит менее высокие формальные требования. В частности, это касается материально-технического обеспечения и информационного оснащения программы учебно-воспитательной деятельности.

Особенностью Центра духовно-нравственного воспитания является обязательное прохождение ими процесса государственного лицензирования в качестве образовательного учреждения дополнительного образования. Это предполагает, что в таких школах проводятся занятия не только религиозной и духовно-нравственной направленности, но и дополнительные занятия, направленные на воспитание активной и многогранной личности христианина. Это могут быть художественно-эстетические, исторические, культурологические, научно-технические, физкультурно-спортивные, туристско-краеведческие занятия.

Что касается требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, и к структуре и содержанию программы учебно-воспитательной деятельности, то для всех трех типов школ они одинаковы.

«Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности: а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы; б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт».

Безусловно, требования к результатам учебно-воспитательной деятельности, вполне реалистичны. Стандарт в конечном итоге видит воспитанника воскресной школы личностью, осознающей себя чадом Русской Православной Церкви, способной руководствоваться в своей жизни христианскими нравственными принципами, имеющей стойкую мотивацию к учению и познанию. А главным личностным результатом является осознание себя православным христианином, устремленным к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке — Господе нашем Иисусе Христе. Уместно вспомнить Самого Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Учебно-воспитательная деятельность включает в себя три ступени: дошкольная (возраст 5-6 лет); младшая школьная или начальная (возраст от 7 до 11 лет); старшая школьная или основная (возраст от 12 до 16 лет). Ориентировочный срок обучения в воскресной школе (не считая дошкольной ступени) составляет 8 лет. Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы, при согласовании с Настоятелем.

Стандарт устанавливает цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности на всех трех ступенях.

На дошкольной ступени обучения детям даются первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о событиях Священной Библейской истории. В это время закладываются основы православного мировосприятия и побуждаются религиозные чувства. Занятия проходят в форме уроков-бесед и творческих мастерских и не носят системного характера.

Учебно-воспитательными предметами начальной ступени являются: «Священная Библейская история»; «Храм Божий и богослужение»; «История христианской Церкви»; «Основы христианской нравственности»; «Церковнославянский язык», «Основы хорового и церковного пения». На начальной ступени закладываются основы православного мировоззрения, формируются навыки участия в Церковных Таинствах, воспитываются нравственные чувства.

Обратим внимание на важность изучения церковнославянского языка, поскольку оно направлено на развитие способности самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило, осмысленно участвовать в богослужении. Что касается предмета «Основы хорового и церковного пения», то представляется целесообразным проводить его дифференцированно с учащимися разной степени подготовки.

Учебно-воспитательными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»; «Основы православного вероучения»; «История христианской Церкви», «Христианская этика». Выбор этих предметов для основной ступени не случаен. Именно через их преподавание реализуется главная цель воскресной школы: приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви, формирование умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни. На этой ступени продолжается формирование православного мировоззрения и основанной на нем системы ценностей, дающей возможность нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире как христианина.

Стандарт допускает организацию учебно-воспитательного процесса в воскресной школе с использованием авторских, творческих методик и подходов.

Что касается организации общей проверки результатов учебно-воспитательной деятельности, то воскресным школам предоставлена возможность самостоятельно выбирать для себя формы контроля, преимущественно творческие. Одной из таких форм может стать участие в межприходских и епархиальных конкурсах и олимпиадах. В этой связи уместно вспомнить «Общероссийскую олимпиаду по ОПК» и Епархиальный конкурс «Уроки добра».

Наряду с учебным процессом Стандартом предполагается наличие в воскресной школе и других форм деятельности, развивающих и объединяющих детей. «Дополнительная часть содержания учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе помимо кружковой деятельности может осуществляться в таких формах, как летние лагеря, организация и участие в православных праздниках, паломнические поездки, поисковые экспедиции, участие в миссионерской и социальной приходской деятельности, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении монастырей, храмов, церковных святынь), участие в православных молодежных движениях».

Особо следует остановиться на подборе кадров для воскресных школ. Согласно Стандарту, основными требованиями для педагогов являются: личная воцерковленность и квалификация. Добавим: желательно, чтобы ведущие педагоги воскресной школы были активными членами приходской общины. Что касается квалификационных требований, то они диктуются необходимостью соответствия качества религиозного образования и воспитания требованиям нынешнего времени. Это может быть среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование с прохождением катехизаторских/богословских курсов, организованных при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Соответствующие требования санитарно-гигиенических, прочих норм и правил касаются исключительно Центра духовно-нравственного образования. Для учебно-воспитательной группы и воскресной школы без юридического лица эти требования необязательны, но остаются на усмотрение Настоятеля прихода. Тут нужно пояснить, что для последних, в общем, является проблемой наличие помещения с отдельными классами.

Таким образом, анализ содержания «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что внедрение данного документа позволит вывести деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на более высокий качественный уровень.

Стандарт ставит высокие цели и одновременно предлагает пути их достижения, не забывая при этом, что главной целью воскресной школы является приобщение детей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков