Разъяснение по вопросам реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» в православном образовательном учреждении дает специалист по среднему образованию сектора православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Марина Кравцова.
Статья опубликована в журнале «Православное образование» (№ 2 (6), 2013).
Для реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», утвержденного Священным Синодом в июле 2011 года, в православном образовательном учреждении нужно грамотно спланировать и синхронизировать действия всех участников образовательного пространства в программе, которая, по сути, является программой развития школы в части содержания православного образования и воспитания.
По благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия для методической поддержки православным школам в период целенаправленного осуществления Стандарта православного компонента специалистами Сектора православного образования была разработана форма программы реализации Стандарта. Эта форма позволит составить программу дальнейших действий администрации и педагогов православных школ в определенной структуре:
I. Паспорт программы реализации Стандарта.
II. Информационная справка о православном образовательном учреждении.
III. Стратегия программы реализации Стандарта.
IV. Условия реализации Стандарта.
V. Программа реализации Стандарта.
Эти разделы являются стандартными для любой программы развития школы и привычными для администрации школ при составлении подобных документов.
В паспорт программы реализации Стандарта уже включены основания для разработки программы — нормативная база программы реализации Стандарта, в таких разделах: документы Русской Православной Церкви, международные документы, федеральные документы. Эти же документы могут быть использованы при составлении учебного плана школы и иных нормативных документов.
Муниципальные и локальные документы, на основании которых образовательное учреждение выстраивает свою деятельность, должны быть приведены самостоятельно. Также в паспорте программы указываются основные разработчики и исполнители программы.
Алгоритм работы при составлении программы реализации Стандарта православного компонента может быть следующим:
- совещание при директоре, на котором обсуждаются ключевые моменты работы школы в рамках Стандарта, вырабатывается общая стратегия, распределяются обязанности между членами администрации школы;
- совещание при завуче, на котором педагоги получают информацию о Стандарте православного компонента, знакомятся с его нормативной базой, перспективами работы школы в новых условиях;
- педсоветы, семинары, посвященные изучению Стандарта православного компонента, рекомендуемых Синодальным отделом рабочих программ предметов Стандарта, обсуждению собственных условий и возможностей реализации Стандарта, уточнению стратегии работы школы в условиях реализации Стандарта;
- формирование решением педагогического совета рабочей группы по созданию программы реализации Стандарта;
- поэтапная работа членов рабочей группы над созданием Программы реализации;
- обсуждение проекта программы, созданного рабочей группой всем педагогическим сообществом школы;
- анализ проекта духовником школы;
- коррекция проекта и утверждение программы реализации на педагогическом совете учебного заведения.
Этот алгоритм действий не является единственным и возможны другие варианты работы при создании программы реализации в зависимости от специфики школы.
Также в паспорте программы определяются цели, задачи программы, основные этапы реализации программы. Если говорить о сроках реализации программы, то каждое учебное заведение решает их длительность самостоятельно, программа может быть как краткосрочной, так и долгосрочной. Описание этапов реализации осуществляется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Например, этапы могут быть следующими:
- подготовительный, диагностико-моделирующий, формирующий этап, итогово-обобщающий этап;
- ориентировочный, основной, обобщающий этапы;
- первый, второй, третий.
Раздел «Основные мероприятия программы» может быть спланирован в соответствии с этими этапами.
В форме программы приводятся ориентировочные целевые индикаторы (результаты) программы. Эти целевые индикаторы являются примерными и могут быть сформулированы образовательным учреждением самостоятельно с учетом специфики и местных условий иначе.
Для планирования динамики процесса реализации Стандарта предлагается оценка стартовых условий и предполагаемого конечного результата. Например, актуальным для образовательного учреждения является рост качества знаний учащихся по вероучительным дисциплинам. Допустим, в момент составления программы процент качества знаний невысок — 45-50% качества, в течение 7 лет реализации программы педагогический коллектив планирует поднять этот процент качества на 21 % (по 3% в год) и достичь 66-71% качества. Для этого потребуется повышение педмастерства педагогов: проведение обучающих семинаров — от одного до четырех в год за время реализации программы, повышение квалификации педагогов 1 педагог по вероучительным дисциплинам, имеющий высшую категорию в начале реализации программы — 4 педагога с высшей квалификацией в конце периода реализации программы.
Система организации контроля реализации программы включает описание методики контроля промежуточных результатов, разные виды мониторинга состояния реализации Стандарта и формируется образовательным учреждением самостоятельно.
Блок «Информационная справка о школе» включает перечисление самых необходимых сведений для формирования электронной базы православных школ Российской Федерации.
Блок «Стратегия реализации программы Стандарта» предполагает самое главное описание, конечный результат — модель выпускника православной школы в условиях реализации Стандарта, а также результаты реализации программы для учащихся — личностные, метапредметные и предметные. Для этого нужно дать развернутую характеристику целей и задач программы, а также планируемые результаты для учебного заведения: для педагогов, администрации и учебно-воспитательного пространства православной школы в целом.
Особо стоит обратить внимание на возможные риски, которые могут сопровождать реализацию Стандарта и спланировать заранее их минимизацию. Например, недостаточная информированность родителей может привести к всплескам тревожности, что не сможет не отразиться на учебном процессе. Соответственно для минимизации подобного риска необходимо спланировать систему информирования родителей, проведение классных часов, родительских лекториев и проч. Недостаточная работа с педагогами также может привести к нежелательным последствиям.
Блок «Условия реализации Стандарта» предполагает описание стартовых материальных условий, оснащения образовательного учреждения, учебно-методической литературы, анализ кадрового потенциала школы. В данном разделе программы реализации Стандарта нужно спланировать улучшение условий как материального, так и кадрового обеспечения реализации Стандарта.
Блок «Программа реализации Стандарта» является основным и предполагает развернутое описание самой программы с планируемыми результатами мероприятий, которые проводятся в определенные сроки и имеют индикаторы успешности своего осуществления.
Программа реализации программы может корректироваться, уточняться, меняться в процессе своего выполнения. Если часть ее целей будет достигнута ранее намеченных сроков и перестанет быть актуальной, а другие цели потребуют конкретизации, уточнения, дополнительной проработки — стоит внести эти изменения в программу.
Сейчас директора образовательных учреждений более самостоятельны в выборе образовательных стратегий и парадигм развития школы, однако это налагает и большую ответственность за конечный результат работы. В планировании реализации программы Стандарта православного компонента педколлектив школы вправе вносить свои критерии и показатели, учитывая, что конечной целью работы являются не показатели внешней успешности учащихся и школы в целом, а то подчас незаметное духовное возрастание воспитанника, которое впоследствии приносит сторичный плод.
«Православное образование»/Патриархия.ru