Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь после Литургии в храме святого князя Игоря Черниговского в Переделкине

Патриаршая проповедь после Литургии в храме святого князя Игоря Черниговского в Переделкине
Версия для печати
17 июня 2013 г. 19:21

17 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словами проповеди.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Выражаю глубокое удовлетворение тем, что в честь дня памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского я имел возможность совершить Божественную литургию в этом благолепном новосозданном храме, годовщину освящения которого мы сегодня празднуем. Мы также совершили в этом храме великое таинство посвящения в епископы архимандрита Леонида, которому надлежит быть православным епископом города Буэнос-Айреса, быть пастырем, ответственным за Южноамериканский континент, за православную паству, там пребывающую.

Сегодня у нас еще одно очень важное событие. Прославляя память святого благоверного князя Игоря Черниговского, мы невольно вспоминаем его жизнь. Многие из вас хорошо знают его житие, но я хотел бы обратить внимание на обстоятельства его канонизации.

С исторической точки зрения святой благоверный князь Игорь — не герой. И это ответ всем тем, кто нередко обращается к Русской Православной Церкви с просьбой канонизировать того или иного героя, того или иного полководца, ту или иную историческую личность, имеющую много заслуг перед Отечеством. Чаще всего наша Церковь эти просьбы не исполняет, потому что мы канонизируем не героев и не выдающихся личностей, а святых. Правда, нередко в одной личности все соединяется — и героизм, и подвиг, и огромные таланты, будь то полководческие или управленческие; но вот на примере князя Игоря мы можем ясно понять, что является решающим для того, чтобы человек был признан святым.

Святой Игорь стал киевским князем в далеком 1146 году. Так получилось, что народ его не принял. Некоторые киевляне вообще не любили всех князей из рода Ольговичей, а он был Ольгович. Не сумел пробыть Игорь на престоле киевских князей даже месяц, как был низложен, а на его место пришел другой князь. И мало того, что был низложен, — всякое бывает, мир политики жесток, одни приходят, другие уходят, — он был умерщвлен киевлянами, хотя не имел перед ними никакой вины. Его окровавленное изуродованное тело протащили по городу, совершив беззаконие.

Что же князь Игорь? Может, он сопротивлялся низложению, организовал своих сторонников, устроил еще одно кровопролитное междоусобное сражение? Он со смирением уступил великокняжеский трон и со смирением принял мученическую кончину.

Тех людей, которые принимают страдания не за Христа, не за веру, но принимают страдания, являя при этом силу христианского духа, смирения и любви, мы называем страстотерпцами. Святой благоверный князь Игорь Черниговский был таким страстотерпцем, подобно сродникам своим — первым русским святым Борису и Глебу.

Мы знаем, что в нашей истории были и другие страстотерпцы. И я хотел бы сегодня назвать имя еще одного страстотерпца — святителя Филиппа, митрополита Московского. Его кончина очень напоминает кончину святого Игоря Черниговского — те же политические страсти, которые одного лишили княжества, а другого  — московского святительского престола. Те же причины умерщвления, ничего общего не имевшие с исповеданием веры или с попытками заставить человека отречься от веры. Как в первом, так и во втором случае причины были другие. Но, как в первом, так и во втором случае Церковь наша преклонила свои колена перед подвигами этих людей. В 1147 году святой князь Игорь был умерщвлен. А через три года, в 1150 году, начались исцеления у его могилы. Можете себе представить состояние душ тех, кто гнал князя своего, кто бесчестно и преступно его умертвил. Может быть, эти же люди приходили и молились у его останков, чтобы обрести помощь, исцеление от болезней.

Мощи святого князя Игоря были перенесены из города Киева, который его не принял и который стал местом его мученической кончины, в город Чернигов, где и почивают в соборе XII века, сохранившемся до нашего времени.

Мы знаем, что, по сути, так же был умерщвлен и святитель Филипп. При выходе из храма вы увидите две скульптуры, два замечательных памятника — Игорю Черниговскому и святителю Филиппу Московскому. Они стоят рядом — во-первых, потому, что эти святые, и один, и другой, прославили Господа своим смирением, твердой верой и любовью к людям; прославили, не убоявшись смерти. Но есть еще одна причина, по которой эти два памятника стоят рядом. Здесь, как вы знаете, находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси. Так вот, усадьба, в пределах которой сейчас располагается резиденция, — это историческая усадьба бояр Колычевых. Внутри усадьбы стоит старинный монумент, который перечисляет великие имена тех, кто принадлежал к семье Колычевых. То были полководцы, известные бояре и среди них святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский, страстотерпец.

Вот так несколько тем переплетаются сегодня в том действии, которое нам надлежит совершить. Мы освятим памятник этим двум святым, которых роднит любовь к Богу и людям даже до смерти, приятие смерти, смиренно исполненное христианской силы и достоинства, а также и эта географическая близость: в одном месте расположены и храм святого благоверного князя Игоря, и та земля, на которой жил и святитель Филипп, и все его семейство.

Я хотел бы принести сердечную благодарность тем людям, которые приняли на себя труд воздвигнуть эти два замечательных памятника. Я сердечно благодарю Игоря Александровича Найвальта, президента «Балтийской строительной компании». На средства этой компании и на личные средства Игоря Александровича был построен величественный храм, который так выделяется среди всех храмов города Москвы, да и Церкви Русской своей былинной красотой, своей теплотой, своим светом. Мы чествовали Вас год назад, Игорь Александрович, и сегодня, ко дню Вашего ангела, я хотел бы преподнести этот святой Владимирский образ Богоматери, чтобы он хранил Вас от всякого зла и укреплял Вас в Ваших трудах и в доброделании.

А сейчас я предлагаю всем выйти за пределы храма, где мы совершим краткую молитву и освятим памятники двум страстотерпцам — святому благоверном князю Игорю Черниговскому и святителю Филиппу, митрополиту Московскому. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова

Патриаршая проповедь в праздник Рождества Христова после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы