Оппозиция Грузии положительно смотрит на идею о возможном изменении государственного устройства в стране — переходе к конституционной монархии, озвученную Католикосом-Патриархом Илией II, передает «Интерфакс».
На воскресной проповеди в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси Предстоятель Грузинской Церкви высказал мнение, что «сейчас в Грузии сложилась такая ситуация, когда может быть реализована многовековая мечта грузин о восстановлении монархии, и можно обсудить введение строя конституционной монархии».
По словам Католикоса, для осуществления этого необходимо, чтобы грузинский народ был готов к такому повороту, и, кроме того, нужно воспитать нового царя из династии Багратионов.
Эту инициативу сегодня, 8 октября, активно поддержали практически все оппозиционные силы, которые считают, что лишь такой строй выведет Грузию из кризиса, поможет восстановлению территориальной целостности и приведет страну к процветанию.
Лидер партии «Путь Грузии», экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили заявила журналистам, что «всегда была сторонником конституционной монархии».
Она напомнила, что «такая форма государственного устройства существует во многих демократических странах».
Представитель парламентской оппозиции, депутат Звиад Дзидзигури считает, что в Грузии не должно быть президентской власти. По его мнению, Грузия должна стать парламентской республикой, «а конституционная монархия лишь придаст парламентской республике полноценную форму».
В свою очередь сын первого президента Грузии, лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдиа считает, что «царь не означает, что это будет правитель-диктатор, наоборот, он будет, с одной стороны, символом грузинских традиций, с другой — сможет стать гарантом территориальной целостности страны».
По вопросу о смене формы правления пресс-конференцию провели «Новые правые», которые заявили, что в своей партийной программе поддерживают введение в Грузии конституционной монархии. Как заявил лидер этого движения Давид Гамкрелидзе, «государственным устройством Грузии, исходя из сегодняшней ситуации и инициативы Патриарха, должна быть конституционная монархия».
«Это форма правления, когда монарх является главой государства, но реально правит страной избранный народом парламент. Права монарха в Конституции должны быть строго ограничены. Царь будет иметь лишь моральное воздействие на правительство, но в то же время будет символом единства, справедливости», — заявил Д. Гамкрелидзе.
Власти Грузии пока делают осторожные комментарии. В частности, министр образования и науки Грузии Каха Ломая отметил, что анализом того, какая форма правления может быть лучше, должны заниматься политологи.
«Я представитель власти, не политолог, чтобы делать сравнительный анализ различных систем государственного устройства — будь то парламентская республика или конституционная монархия. У Грузии есть Конституция, и пока мы живем в рамках этой Конституции», — отметил министр.
Ректор Тбилисского государственного университета, профессор Георгий Хубуа заявил журналистам, что «мнение Патриарха очень важно, и в то же время это очень серьезная тема».
«В этом вопросе, в первую очередь, необходим общественный консенсус», — подчеркнул он.
В парламентском большинстве, в свою очередь, заявили, что территориальную целостность страны должен восстанавливать не царь, а государство.
Как сказал журналистам представитель парламентского большинства Вахтанг Балавадзе, «сначала нужно восстанавливать территориальную целостность Грузии, а потом уже можно существенно рассматривать данный вопрос».