Во вторник 9 октября с 17:00 Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе начала консультации с руководителями комитетов и фракций парламента по ряду важных политических вопросов.
Как сообщили «Новости-Грузия» в парламенте, по окончании этой встречи определится дата проведения политических дебатов по государственному устройству Грузии, в частности о введении института конституционной монархии, вопрос о чем в понедельник поставила фракция «Правая оппозиция» на заседании парламентского бюро.
С идеей о возможности введения в Грузии конституционной монархии в воскресенье выступил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
«Сегодня в Грузии такие условия, что мечта грузинского народа о восстановлении конституционной монархии может быть осуществлена, если будет на то воля Божия. Мы просим Господа, чтобы Грузия окрепла, Грузия успокоилась и объединилась, и, если это произойдет, мы возблагодарим Его», — заявил Католикос Илия II во время воскресной проповеди в кафедральном соборе Святой Троицы.
По его словам, сегодня идет обсуждение того, какой должна быть Грузия, с кем должна дружить, что должна делать.
«Очень часто другие страны диктуют нам, что делать. Некоторые говорят, что Грузия должна быть президентской республикой, некоторые — парламентской, и так далее. Это не другим решать, это нам решать — грузинскому народу и всем людям, проживающим в Грузии», — заявил Илия II.
Католикос-Патриарх всея Грузии отметил, что грузинский народ со дня прекращения царствования Багратионов в 1801 году не прекращал мечтать о восстановлении этой «древнейшей, благословенной династии».
«Некоторые высказывают и такую мысль, что в стране должна быть конституционная монархия. Я скажу вам, что это означает: царь царствует, но не правит. Царь — это гарант целостности страны и защиты каждого человека», — сказал он.
В тоже время Илия II отметил, что смена строя не является простым делом.
«Грузинский народ должен быть готов к тому, чтобы принять этот строй; и должен быть избранный среди Багратионов, которого с детства нужно воспитывать на царство», — заявил Католикос-Патриарх всея Грузии.
Воскресную проповедь Предстоятеля Грузинской Церкви активно комментируют представители всех политических сил страны.
С одобрением отнеслась к инициативе Илии II Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе.
«Патриарх для меня величайший авторитет, и все его помыслы и предложения требуют серьезного осмысления», — заявила она на заседании парламентского бюро в понедельник.
Спикер отметила, что предложение, высказанное Илией II, рассчитано на дальнейшую перспективу, но тем не менее парламент уже готов к обсуждению этого вопроса.
Одними из первых откликнулись на воскресную проповедь Патриарха «Новые правые», полностью поддержавшие предложение Его Святейшества. По словам лидера партии, депутата парламента Давида Гамкрелидзе, «конституционная монархия станет гарантом свободного и независимого государства».
«Мы предлагаем вынести вопрос о введении конституционной монархии в Грузии на всенародный референдум. Установление конституционной монархии — единственный выход из создавшегося положения в стране», — заявил депутат парламента от Консервативной партия Грузии Каха Кукава.
Один из лидеров консерваторов, депутат парламента Звиад Дзидзигури, отметил, что лозунг объединенной оппозиции «Грузия без президента» означает, что страна должна быть парламентской республикой и укрепляться монархом.
Звиад Дзидзигури полностью разделяет и мнение Илии II о том, что воспитывать будущего наследника престола в грузинском духе должен сам Патриарх.
«Предложение Патриарха не только мудрое, но и является единственно приемлемым для Грузии, — сказал агентству «Время новостей» глава «Союза традиционалистов», бывший председатель парламента Акакий Асатиани. — У наших политиков есть маниакальное желание становиться президентами, после чего они начинают вытворять чудеса, как это делает Михаил Саакашвили. Ведут себя как без царя в голове!».
Руководитель неправительственной организации «Национальное лобби», руководитель телекомпании «Иберия» Георгий Андриадзе считает, что на престол Грузии должен быть возведен представитель династии Багратиони, но рожденный в Грузии и воспитанный на национальных традициях.
Сторонницей конституционной монархии всегда являлась лидер партии «Путь Грузии», бывший министр иностранных дела Саломе Зурабишвили. «Монарх будет служить гарантом объединения нации», — считает Зурабишвили.
Лидер политического движения «Свобода» Константин Гамсахурдиа также считает, что монарх будет олицетворять, «с одной стороны, грузинские традиции и национальный дух, а с другой — выступать гарантом единства страны».
Он считает, что конституционная монархия в Грузии может быть введена после восстановления территориальной целостности и при народном согласии.
Парламентское большинство в принципе также поддерживает идею конституционной монархии, однако подчеркивает тот факт, что в Грузии действует конституция, в рамках которой и живет государство. Введение конституционной монархии, по мнению большинства, возможно только при достижении консенсуса во всем обществе.
Как заявил один из новых лиц большинства, депутат Вахтанг Балавадзе, сама идея конституционной монархии в целом приемлема, однако об этом можно будет серьезно думать только после восстановления территориальной целостности Грузии.
В то же время председатель комитета по юридическим вопросам парламента Грузии Леван Бежашвили считает, что введение конституционной монархии — это шаг назад для страны.
«Если кому-то не нравится политический спектр и политические фигуры, это не означает, что следует радикально менять государственный стой», — заявил он журналистам.
По словам Левана Бежашвили, в начале XXI века самая оправдавшая себя форма правления — это президентская и парламентские республики.
«Вариант монархии в Грузии обсуждался и в 1992 году, когда я вернулся из Москвы в Тбилиси, — заявил агентству «Время новостей» бывший президент Эдуард Шеварднадзе. — Но в итоге он не нашел поддержки. В Грузии утеряны традиции монархии, нам будет сложно найти авторитетного престолонаследника. Я думаю, что скорее следует обсудить вопрос упразднения президентского института, повысив роль премьера и парламента».
Полтора года назад с инициативой ввести в Грузии институт конституционной монархии выступил тогдашний госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндpава, напоминает агентство «Время новостей». Он предложил, чтобы монархом был объявлен представитель царской династии Багратиони.
Глава грузинского царского дома Хорхе (Георгий) Багратион-Мухранский, в прошлом известный автогонщик, до недавнего времени жил вблизи Мадрида, но в прошлом году вернулся в Грузию. В 1942 году грузинская эмиграция после долгого перерыва вспомнила о возрождении династии и провела в Риме съезд, признав его отца, князя Ираклия Багратиони, законным претендентом на престол единой Грузии. Позиции князя Ираклия и его семьи укрепил его брак с испанской принцессой. После кончины Ираклия в 1977 году Георгий возглавил грузинский царский дом.
У Георгия Ираклиевича четверо детей от двух браков — 35-летний князь Ираклий, 31-летний князь Давид, 22-летний князь Уго (Гурам) и 38-летняя княжна Мария-Антуанетта. Давид вернулся в Грузию, а остальные живут в Испании.
Патриархия.ru