Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий Представительства Московского Патриархата в Страсбурге в связи с принятием Большой палатой Страсбургского суда решения в пользу Румынии и Румынской Православной Церкви

Комментарий Представительства Московского Патриархата в Страсбурге в связи с принятием Большой палатой Страсбургского суда решения в пользу Румынии и Румынской Православной Церкви
Версия для печати
11 июля 2013 г. 17:29

9 июля 2013 года опубликовано определение Большой палаты Европейского суда по правам человека по делу «Профсоюз "Добрый пастырь" против Румынии» (Sindicatul Pastorul cel bun, № 2330/09). Верховная инстанция ЕСПЧ отменила решение третьей секции Суда от 31 января 2012 года и встала на защиту принципа автономии религиозных организаций от государства (Европейская конвенция прав человека, ст. 9). В новом решении признается право государства отказывать в юридической регистрации антиканоническим структурам в составе канонической Церкви. Тем самым было подтверждено право Румынской Церкви устраивать свою внутреннюю жизнь согласно каноническим правилам без вмешательства государственных органов на стороне антиканонических групп.

Предыдущее решение Европейского суда по правам человека по делу «Профсоюз «Добрый пастырь» против Румынии» было вынесено 31 января 2012 года. Тогда международная судебная инстанция признала, что отказ румынских властей регистрировать профсоюзную организацию священнослужителей Румынской Православной Церкви, созданную вопреки каноническим правилам, противоречит свободе собраний и создания ассоциаций, гарантированной статьей 11 Европейской конвенции по правам человека. Кроме того, румынское государство должно было выплатить «профсоюзу» священников 10 тысяч евро.

В конце апреля 2012 года Румыния оспорила это решение и направила апелляцию в Большую палату Суда, которая была принята к рассмотрению.

Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы следило за рассмотрением данного дела. В сотрудничестве с Институтом государственно-конфессиональных отношений и права (Москва) оно подготовило юридический анализ решения ЕСПЧ от 31 января 2012 года. 7 июня 2012 года в Страсбурге в Совете Европы прошел семинар «Автономия Церкви в недавних постановлениях Европейского суда по правам человека». В мероприятии, собравшем юристов из различных европейских стран, приняли участие представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) и доктор юридических наук И.В. Понкин, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права.

Позже Представительство Московского Патриархата в Страсбурге выступило в качестве третьей стороны в разбирательстве румынского дела в Большой палате ЕСПЧ. Это позволило от лица Русской Православной Церкви внести юридический вклад в поддержку братской Румынской Православной Церкви и Румынии, вставшей на сторону свободы канонической Церкви определять свой внутренний порядок. Основные аргументы Московского Патриархата изложены в официальном судебном решении Большой палаты от 9 июля в разделе: «Участники с третьей стороны». Страсбургские судьи обратили внимание на два аргумента, представленных Русской Церковью: «Московский Патриархат настаивает на специфическом характере отношений внутри иерархии, которая существует в религиозных сообществах, и на высокой степени лояльности, которую предполагают эти отношения. Государство должно гарантировать религиозным организациям, в силу их автономности, исключительную компетенцию принимать решения об организации своих структур и о своих внутренних нормах функционирования».

Кроме того, в решении учитывается следующее замечание, представленное Московским Патриархатом: «Фундаментальным элементом деятельности священников является исполнение религиозного служения, и это служение не может быть абстрактно и искусственно сведено к рабочим отношениям, регулируемым светскими нормами. Согласно Московскому Патриархату, невозможно в практическом плане распространить сферу приложения светского законодательства на религиозные организации, и подобное приложение приведет такие организации, включая Русскую Православную Церковь, к неразрешимым проблемам».

Из государств на стороне Румынии в данном деле выступили Греция, Молдова, Польша и Грузия.

Тем не менее, в новом решении ЕСПЧ сделан ряд оговорок, которые вступают в противоречие с пониманием автономии религиозных организаций, выраженном в предыдущих решениях Суда. Так, Большая палата «считает, что, несмотря на особенности своего положения, члены клира исполняют свою миссию в рамках трудовых отношений, соответствующих статье 11 Конвенции» (п. 148), а также, что «в момент вступления в клир, члены профсоюза не соглашались отказаться от права на создание профсоюза» (п. 146). При этом Суд совершенно игнорировал предоставленную ему информацию о том, что при вступлении в клир священник подписывает присягу на верность Священноначалию и каноническому порядку Церкви.

К сожалению, Суд также выразил согласие с возможностью светскими судами рассматривать конфликты внутри клира по вопросам канонического порядка. В данном случае Суд отклоняется от предыдущей практики, которая, например, была выражена в решении по делу Фернандес Мартинес против Испании от 15 мая 2012 года: «требования принципа религиозной свободы и нейтральности препятствуют государству углубляться в изучение необходимости и пропорциональности в разрешении спора», если «природа спора имеет строго религиозный характер».

Принятое 9 июля решение Большой палаты является компромиссом, который отражает разделение мнений внутри Суда по поводу взаимодействия общества и религиозных организаций. Например, шестеро судей, включая председателя Суда, составили особое мнение, в котором они утверждают, что создание профсоюза без благословения Священноначалия не наносит вреда Церкви.

***

История вопроса

4 апреля 2008 года группа из 35 православных священнослужителей и мирян («группа 35-ти»), работающих в митрополии Олтении (юго-западный регион Румынии), предприняла попытку создать профсоюз «Добрый пастырь» без благословения правящего архиерея. Согласно проекту устава его цель состояла «в представлении и защите профессиональных, экономических, социальных и культурных прав и интересов клириков и мирян, членов профсоюза, в их отношениях с церковной иерархией и Министерством культуры и культов Румынии». 22 мая 2008 суд первой инстанции города Крайова разрешил юридическую регистрацию профсоюза.

Архиепископия Крайова обжаловала принятое решение в суде, ссылаясь на то, что создание данного профсоюза не было благословлено епископом, а потому противоречит уставу Румынской Православной Церкви, зарегистрированному в органах власти. 11 июля 2008 года суд департамента Долж (Dolj) аннулировал юридическую регистрацию профсоюза. После этого 30 декабря 2008 года «группа 35» подала жалобу в Европейский суд по правам человека.

Если румынское государство предпочло не вмешиваться во внутренние отношения между священнослужителями и архиереями, которые регулируются каноническими правилами, то Страсбургский суд первоначально определил такое невмешательство незаконным и потребовал защитить свободу священников на создание профсоюза. Таким образом, суд нарушил автономию религиозных организаций, гарантированную внутренним законодательством и международным правом. С точки зрения современного светского права данный прецедент означал бы допустимость произвольных суждений светских властей о внутренней жизни религиозных общин. С церковной точки зрения это означало бы замену евангельских принципов на мирские начала в церковной общине.

Внутри Православной Церкви выработаны механизмы и способы решения нестроений в церковной жизни. Главные ориентиры в разрешении конфликтов прописаны в Священном Писании, канонических правилах, решениях церковных соборов, в писаниях святых отцов. «Группа 35-ти» предложила решать возникающие внутри Церкви проблемы с помощью светских методов, которые предполагает работа профсоюза, - давление и юридические процедуры. Внесение данных начал в церковную жизнь привело бы к превращению священников в социальных работников, которые будут считать, что их деятельность регулируется профсоюзными правилами, а не евангельскими требованиями и церковными канонами. Именно об этой опасности говорится в заявлении пресс-службы Румынского Патриархата от 1 февраля 2012 года в связи с решением Страсбургского суда от 31 января 2012 года.

Создание профсоюза, действуемого без попечения епископа, может привести к появлению таких форм деятельности духовенства, которые несовместимы с совершением Святых Таинств, проповедью слова Божия и духовным окормлением мирян. Так, в уставе профсоюза предполагается «организация митингов, демонстраций и забастовок» (пункт 3.2 литера j) или «соблюдение предусмотренных законом соглашений относительно отпуска и официальных праздников» (пункт 3.2, литера с). Последнее может означать, что субботы и воскресения, первый и второй дни Святой Пасхи, Рождества Христова и Пятидесятницы, а также другие официальные праздники в Румынии, которые совпадают с религиозными празднованиями, должны быть выходными днями для членов профсоюза.

Согласно общепринятой практике, священники, также как государственные чиновники и военнослужащие, не имеют права участвовать в политике, разворачивать экономическую деятельность, напрямую или через посредников принимать участие в других формах объединений, также типа «профсоюз», чтобы оставаться беспристрастными и полностью вовлеченными в служение на общее благо людей. Получив благодать от Бога через архиерейское рукоположение, священник служит Богу и Церкви. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Священнослужитель — от диакона до патриарха — призывается к жертвенному служению, а это всегда связанно с ущемлением своих интересов, тратой физических и духовных сил, отказом от поиска личного комфорта. Более того, миряне стремятся к пастырем, полагающим жизни свои за них (Ин. 10:11).

Профсоюз, независимый от иерархии, ставит себя в независимое положение от других священников и мирян, то есть от Полноты Церкви. В Церкви есть свои стандарты сочетания иерархии и соборности. Надо сказать, по уровню человеколюбия и снисходительности они нередко выше, чем светские стандарты гуманизма. Помимо развития епархиальных собраний и общецерковных соборов, в Православной Церкви есть механизмы установления справедливости в отношениях между священнослужителями в случаях конфликтов. Безусловно, в годы государственного атеизма функционирование многих институтов в Церкви было затруднено или вообще невозможно, а потому они только сейчас выстраиваются, и верующие учатся ими пользоваться. Например, в Русской Церкви начала развиваться система церковных судов. Кроме того, действует Межсоборное присутствие, где представители различных служений в Церкви могут обсуждать актуальные вопросы церковной жизни и готовить проекты документов для Священноначалия.

В своем решении от 31 января 2012 года ЕСПЧ проявил непонимание сакрального характера Церкви и священства, специфики взаимоотношений священнослужителей и Священноначалия, что привело к рассмотрению последнего в качестве работодателя, а священнослужителей в качестве наемных работников. Однако суд является светским и не в его компетенции определять, что есть сакральное. В то же самое время суд должен признавать за верующими право на организацию своей жизни согласно тому порядку, который они считают сакральным. Именно в этом праве суд отказал верующим Румынской Православной Церкви. Это нарушение напрямую затронуло права всех православных, а также последователей других религиозных общин в Европе. Суд посчитал, что светская инстанция может выступать арбитром во внутрецерковных делах с позиции норм светского права и тем самым нарушать свободу верующих. В новом решении ЕСПЧ частично исправил свою позицию.

Представительство Русской Православной Церкви в Старсбурге/Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви

В ОБСЕ следят за ситуацией с правами верующих на Украине

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» [Интервью]

Митрополит Калужский Климент награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла родным и близким погибших и пострадавшим в результате ракетного обстрела г. Рыльска [Патриарх : Послания]

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами совершил чин погребения генерал-лейтенанта Игоря Кириллова

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства [Патриарх : Приветствия и обращения]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с годовщиной интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

Соболезнование Предстоятеля Румынской Церкви в связи с терактом в «Крокус Сити Холле» [Приветствия и обращения]

Синод Русской Православной Церкви выразил решительное несогласие с постановлением об учреждении «Румынской Православной Церкви в Украине»