12 июля 2013 года, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Предстоятель Русской Церкви возглавил Божественную литургию в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемая Мария Владимировна, глава Императорского дома! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать с этим особым днем — днем празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь которых и был освящен этот исторический кафедральный собор северной столицы. Сегодня мы совершаем здесь Божественную службу, вспоминая, что именно 280 лет тому назад храм этот был освящен. Он стал действительно одним из духовных центров Петербурга, а также усыпальницей для тех представителей династии Романовых, которые правили страной из северной столицы.
Празднование памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла у нас соединилось с еще одним великим торжеством — митрополитом Патрским Хризостомом, митрополитом Мантинийским и Кинурийским Александром, благочестивыми священнослужителями и мирянами из Греческой Православной Церкви в северную столицу принесена великая святыня — крест Андрея Первозванного, то древо, на котором мученическую смерть принял первозванный апостол, просветитель земель, на которых позже возникла великая Русь — могучее государство, черпавшее свою духовную и нравственную силу из проповеди Андрея Первозванного, из служения, которое в продолжение этой проповеди совершала Русская Православная Церковь.
Вспоминая апостолов Петра и Павла, мы задумываемся о том, что есть апостольство, каков смысл этого служения. Из истории мы знаем, что апостольство было установлено Господом и Спасителем. Он возжелал иметь ближайший круг учеников, которые слышали бы все, что Он говорил, видели все, что Он творил, были бы живым свидетельством Его миссии. Именно этих учеников соблаговолил Господь послать в мир, а потому и усвоилось им наименование «апостолы» — посланники. Они были свидетелями до края земли всему, что совершил Господь, включая Его крестную смерть и воскресение, приобщая через свое свидетельство к Евангельскому посланию род человеческий.
В центре это свидетельства — весть о том, что Иисус, родившийся в Вифлееме, Иисус, Которого именовали бывшим из Назарета, есть не просто великий проповедник и пророк, но что Он есть Сын Божий, Спаситель мира, Мессия, обетованный Богом еще первым людям, совершившим грех в райской жизни. И это величайшее свидетельство сопровождается многими очень важными духовными и интеллектуальными идеями, проникая в которые, людям легче понять, что же на самом деле совершил Господь Иисус Христос. Целый комплекс этих идей, корпус Божественных истин был достаточно кратко и убедительно передан апостолам Самим Господом. На основе этого духовного нравственного послания стала созидаться новая цивилизация, которой было суждено стать самой мощной за всю человеческую историю, — цивилизация, основанная на христианском нравственном идеале. И мы знаем, что многие поколения людей стремились воплотить этот духовный нравственный идеал в своей личной, семейной, общественной и государственной жизни. Что-то получалось, а что-то нет — такова юдоль человека. Боримый страстями и искушаемый извне, он нередко отказывается — если не умственно, то на практике — от этого идеала, и мы знаем, что в течение двух тысяч лет этот идеал, содержавшийся в апостольской проповеди и усвоенный многими и многими, не всегда приносил добрые плоды. И, тем не менее, если бы его не было, то мрак язычества, который уже две тысячи лет назад надламывал жизнь людей, подталкивал их к поискам живого и истинного Бога, обрушил бы сегодня духовную жизнь человечества, давно исчерпав свой потенциал. Евангельское же послание, которое жило в истории и которое усваивалось каждым последующим поколением людей, становилось основой культуры. Так и этот дивный собор, столь прекрасно отреставрированный к своей круглой дате, служит примером того, как христианский идеал вдохновлял художников, архитекторов, инженеров — всех, кто создавал этот великолепный архитектурный шедевр. Но не только изобразительное искусство — культура духа, запечатленная на страницах художественной литературы и поэзии, также стала носителем того самого идеала, который содержался в апостольской проповеди и который через тысячелетия донесла Церковь.
В этом году мы празднуем 1025-летие Крещения Руси, и сегодняшним торжественным богослужением в историческом кафедральном соборе северной столицы мы открываем общецерковное празднование этой великой юбилейной даты. Русская Церковь была живой носительницей того апостольского предания, которое через святых учеников передал миру Сам Господь и Спаситель. Мы знаем, что на историческом пути Церкви было многое — и радостное и скорбное, и победы и поражения, — но Церковь пронесла через тысячелетия силу своего свидетельства. И мы, люди XXI века, искушенные в науке и технике, знающие столько, сколько никто до нас не знал, имеющие такую материальную силу, какую никто до нас не имел, — преклоняем свои главы и открываем свои сердца тому посланию апостольскому, которое донесла до нас Русская Православная Церковь. И мы осознаем, что именно благодаря этой Божественной истине, преломившейся в жизни нашего народа, мы и существуем, продолжая великие традиции и храня в сердцах Божий закон.
В этом же году мы празднуем 400-летие Дома Романовых. Сегодня мы особенно молились за всю династию, начиная от Святейшего Патриарха Филарета (Романова), который, не будучи царем, совершал царское служение при своем малолетнем сыне Михаиле Федоровиче. Мы просили, чтобы Господь простил членам династии их грехи и принял их души в Небесное Свое Царство, и с благодарностью вспоминали все то, что было сделано выдающимися представителями нашего народа, на плечах которых лежала величайшая ответственность по сохранению Святой Руси. Мы знаем, сколь многое было достигнуто, знаем, как Россия на рубеже XIX и ХХ веков превращалась в мировую державу, как прирастали промышленность, экономика, культура, искусство, как развивалась духовная жизнь народа. Но одновременно мы не можем не сказать, что плевелы сомнений, принятие разного рода искушений, порабощение мысли принесенным извне идеям ослабили внутреннее, духовное единство народа, что привело к мученической кончине последнего императора и к разрушению исторической Руси. Мы знаем, как много пришлось нам испытать после этого события и как на фоне всей нашей национальной драмы выглядит сегодняшнее торжество в этом переполненном соборе — при сонме архиереев, в присутствии возглавительницы императорского рода Романовых великой княгини Марии Владимировны, в присутствии многих, кто хорошо знает историю и кто отдает себе отчет в духовно-символическом значении сегодняшней Литургии.
Мы молились сегодня о стране нашей, о всей исторической Руси, которая сегодня представлена в братских славянских народах России, Украины, Беларуси. К этой исторической Руси духовно примыкают многие и многие люди, живущие в других странах, но относящие себя к наследникам Киевской купели Крещения. Мы молились о процветании исторической Руси, о процветании братских славянских народов, о том, чтобы рост материального благополучия, который так необходим нашим народам, сегодня сопрягался с ростом духовным, с развитием национального самосознания, с укреплением нравственного начала и веры в жизни людей, ибо только это начало и способно обеспечить полную независимость и реальную свободу нашего народа; только это начало и способно обеспечивать поступательное развитие нации, без страшных срывов, разломов и катастроф, которые мы претерпели в прошлом. И пусть Господь молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла благословит землю нашу, народы наши, Церковь нашу, и дарует всем нам разум твердый, веру несокрушимую, любовь сердечную, дабы прославлялось в нас и во всем народе нашем имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси