2-3 сентября 2013 года в Ереване под эгидой Комитета министров Совета Европы проходят VI ежегодные консультации по религиозному измерению межкультурного диалога на тему «Религиозная свобода в современном мире: вызовы и гарантии». В этом году Армения впервые после вступления в Совет Европы руководит Комитетом министров, высшим органом принятия решений в этой международной организации.
Мероприятие, собравшее около 70 участников, открыл министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандиян, который подчеркнул важность религиозного измерения правозащитной деятельности в мире и в Европе.
Епископ Геворг Сароян огласил приветствие Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. В своем обращении глава Армянской Апостольской Церкви подчеркнул: «Европейская цивилизация, которая вступила в новую стадию своего развития, должна по-прежнему сохранять уважение к культурным особенностям народов, имеющих древние христианские корни, признавая разнообразие как залог здравия Европейского континента».
Затем собравшихся приветствовали высокие представители Совета Европы. В консультациях принимают участие дипломаты из различных европейских стран, представители христианских, мусульманских, иудейских, буддистских общин, а также журналисты, ученые и деятели гуманистических объединений.
На обсуждение участников консультаций вынесены вопросы свободы религии, совести и мысли, защиты религиозных меньшинств, борьбы с дискриминацией и агрессией в отношении религии. Также предполагается обсудить способы предотвращения нарушений религиозной свободы посредством образования молодежи, диалога и сотрудничества между представителями религий и нерелигиозных общин.
Участники консультаций обсудят новые инициативы Совета Европы и Европейского Союза в области защиты религиозной свободы, а также выскажут свои предложения в этой области.
От имени Русской Православной Церкви на форуме в Ереване участвует представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филипп (Рябых). В своем выступлении на пленарном заседании консультаций он, в частности, сказал:
«Весьма прискорбно, что в мире есть страны, в которых людей убивают из-за их религиозной веры. Православные христиане озабочены ситуацией в Египте, Сирии, Ираке и некоторых других странах. Главы и высокие представители 15 Поместных Православных Церквей приняли совместное заявление по данному вопросу летом этого года в Москве. В практическом отношении, в августе этого года Московский Патриархат пожертвовал около одного миллиона евро Антиохийскому Патриархату, центр которого находится в Дамаске. Деньги были собраны в православных церквах верующими, чтобы помочь людям, пострадавшим из-за боевых действий в Сирии. Полагаю, что Совет Европы мог бы найти пути привлечь больше внимания к положении христианских меньшинств в некоторых исламских странах.
Одновременно требуется улучшать ситуацию с религиозной свободой в Европе.
Прежде всего, нарушения религиозной свободы происходят в сфере публичного проявления и выражения религиозных и нерелигиозных убеждений. Эти нарушения касаются не только религиозных меньшинств. Все больше и больше они касаются религиозного большинства. Европейский суд по правам человека вынес определения по нескольким делам по данной теме: например, «Лаутси против Италии» о распятиях в классных комнатах, «Ширли Чаплин и Нади Эвейда против Великобритании» о ношении нательных крестиков. Действительно, возникает вопрос, как распределить публичное пространство между религиозными общинами, как установить баланс между религиозным и светским в отношении символов, праздников, зданий и одежды, а также избежать напряженность и конфликты в плюралистическом обществе?
Другой вид нарушений религиозной свободы состоит в публичных действиях и речах, направленных на религиозные общины и имеющих агрессивный, унижающий и оскорбительный характер. Для многих верующих граждан в европейских странах, религиозная жизнь является неотъемлемым элементом их достоинства. Поэтому подобные действия являются нарушением их прав как верующих.
Для религиозных общин религиозная свобода также значит защиту их внутреннего порядка от внешнего влияния. Европейский суд по правам человека уже вынес ряд решений, касающихся отношений между внутренними правилами религиозных организаций и светским законодательством: «Митрополит Иннокентий против Болгарии» и «Профсоюз «Добрый пастырь» против Румынии».
Религиозная свобода затрагивает также убеждения в области антропологии. Любая религия и любое мировоззрение имеет собственное понимание природы человека: что такое жизнь и смерть (эвтаназия и аборты), что такое семья (суррогатное материнство, искусственное оплодотворение, усыновление детей однополыми парами), что такое пол (толкование транссексуальности). К сожалению, современные международные и национальные институты имеют тенденцию воспринимать и законодательно закреплять представления о человеке, основанные на представлениях, поддерживаемых только одной, меньшей, частью общества. Намеренно или ненамеренно, но это ведет к дискриминации тех, кто имеет другие взгляды на антропологию. Это особенно очевидно в отношении вопросов пола и семьи, что может вести к нарушению мира в обществе и его дестабилизации.
Я убежден, что наступило время отбросить дидактический подход в отношениях с различными группами веры и убеждений. Нам нужно подлинное уважение, исключающее правовое навязывание друг другу собственных взглядов на мир и человеческую природу. В свободном обществе мы должны достигать согласия только по общим правилам поведения и основным принципам общежития, и при этом терпимо относиться к представителям других мировоззрений. В связи с этим я хочу напомнить текст статьи 9, в которой говорится, что каждый может «исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов». Тем самым верующие могут рассчитывать на правовую защиту публичного выражения ими своих взглядов.
Я уверен, что представители традиционных религий и нерелигиозных общин в Европе нуждаются в формате, который бы позволял им доводить до Совета Европы свои позиции по актуальным вопросам в жизни общества. Представляется, что современный успешный способ управления обществом должен предполагать умение найти достойное место для различных мировоззрений, включая религиозные. Я также думаю, что Совет Европы должен иметь механизм регулярных консультаций с традиционными религиозными общинами и нерелигиозными группами Европы по вопросам религиозной свободы, свободы совести и этики».
Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru