Справка к проекту документа Межсоборного присутствия «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века».
К п. 1.
25 мая 1888 года Св. Синод издал Определение № 1116, предписывающее всех рожденных и крещенных в расколе принимать через Миропомазание: «В виду допускаемого разнообразия в способах присоединения старообрядцев к Православной Церкви, постановляется правилом, чтобы такое присоединение повсюду совершалось по приложенному к книжке митрополита Платона "Увещание во извещение истины" "Чину, како приимати от раскольников в соединение с Православной Церковью приходящих". При этом над принимаемыми через Миропомазание (как должны быть принимаемы все рожденные и крещенные в расколе), если они присоединяются не на правах единоверия, таинство Миропомазания должно совершаться по употребляемому в Церкви "Чиноположению", над присоединяемыми же на правах единоверия — по старопечатному Требнику, т.е. с известными дополнениями при помазании членов тела» (Церковные ведомости, 1888, № 28, с. 182).
К п. 3.
Разъяснение святителя Филарета, митрополита Московского: «Если бы кто из так называемых старообрядцев, пришед в примирение со Святою Церковью, спросил: может ли он поминать в молитвах своих родственников, умерших в так называемом старообрядстве? Православное Священноначалие не усомнится разрешить ему сие, по следующему рассуждению. Проклятие Собора 1667 года всею силою своею падает на людей намеренно противляющихся Церкви, каковы например были Аввакум и Никита. Что касается до ваших родственников, умерших вне общения с Православною Церковию, по долгу осторожности и любви к ближнему, который повелевает в деле неясном избирать снисходительнейшую сторону, за вероятнейшее полагаем, что они оставались в таком положении по неведению истины, и потому применяем к ним снисходительное суждение Собора 1667 года о последователях Стоглавнаго Собора». (Синодального члена, высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского, изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года. В кн.: Прибавления к творениям Святых Отцов в русском переводе, 1855, № 14, с. 29)
К п. 5.
Разъяснение Святейшего Синода от 1729 г. о статусе брака новокрещеных калмыков-буддистов: «Святейший Правительствующий Синод, слушав присланной с Царицынской заставы копии с доношения обретающегося при калмыцком владельце Петре Тайшине иеромонаха Никодима Линкевича о приемлющих Святое Крещение калмыках, которых-де с (1)727 и в прошлом (1)728 году кибиток сорок, все с женами и детьми, а по реестру именами мужска и женска пола 176 человек, в Святом Крещении совершилися... что надлежит-ли де венчать после Крещения тех, которые супружество имели до Крещения, чтобы резолюцию учинить. Приказали: ...которые калмыки супружество имели до восприятия Святого Крещения и ныне как мужи, так и жены их Крещение приняли, тем бракосочетаваемого венчания не чинить, но велеть им жить в том супружестве невозбранно» (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Т. 6, № 2214, с. 315).