Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска
Версия для печати
22 сентября 2013 г. 21:12

22 сентября 2013 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка митрополит Ростислав! Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Анатольевич, губернатор Томской области, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры!

Я с радостью совершил сегодня в этом историческом храме города Томска Божественную литургию, окруженный всеми вами. Я сердцем чувствовал вашу молитву, чувствовал ваше душевное состояние, которое мне передавалось.

Действительно, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы возносим молитвы к Богу, мы одновременно оказываем влияние друг на друга, потому что связь с Богом осуществляется только посредством огромного внутреннего напряжения. Известны случаи, когда в самых строгих монастырях, где было очень много тяжелой физической работы, послушники, которые освобождались от физической работы для того, чтобы они несли богослужебную череду, нередко просили игумена снова вернуть их на самое тяжелое физическое послушание, потому что ничто не берет столько сил, сколько молитва.

Но эти силы никогда не уходят впустую. Эта энергия, которую развивает человек, прикасается к другим людям и устремляется к Богу, и от Бога возвращается к нам в виде Божественной благодати, которая укрепляет наши силы, дает нам разумение, укрепляет нашу волю, освежает наши чувства, помогает преодолевать трудности сей жизни. 

Сегодня воскресный день, который предшествует великому празднику Воздвижения Креста Господня. На языке церковного устава он называется неделей, то есть воскресением перед Воздвижением. И уже сегодня мы слышали апостольское и Евангельское чтение, которые помогают нам еще и еще раз задуматься о смысле Крестного подвига Христа Спасителя. И особенным образом звучат слова святого апостола Павла из послания к Галатам, которые мы сегодня слышали. Апостол говорит: ничем не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, — и затем произносит огромной силы и важности слова, — Крестом, которым мир распят (см. Гал. 6:14). Не на котором мир распят — мир не находится на кресте, а которым мир распят.

Что означают эти слова апостола? Они означают только одно — что крест налагается на весь мир как некое мерило Божественной правды и Божественной истины. Сам по себе Крест Христов непонятен. Люди, особенно далекие от веры, не могут понять, что такое Бог, страдающий на Кресте. Зачем нужно было в центре христианского миросозерцания, в центр христианской мысли поставлять Крест — символ страдания? И сегодня существуют некоторые сектантские сообщества, которые не могут понять смысла Креста и говорят: как можно поклоняться Кресту, орудию пыток? На самом деле слова апостола Павла несут в себе огромное значение, имеющее непреходящий смысл для каждого человека. Более всего люди в жизни нуждаются в мериле, в критерии, который они могли бы налагать на все то, что их окружает, на мысли, которые к ним приходят, на информационный поток, на слова политиков и простых людей, на поступки тех или иных людей. 

В самом деле, как отличить правду от лжи, когда ложь никогда не называет себя ложью? Она ведь всегда выдает себя за правду, и в большом и в малом. Как отличить честного человека от человека бесчестного? Ведь бесчестный никогда не скажет: я без всякой чести, я без совести, я творю, что хочу, мне совершенно безразлично то, что происходит с людьми вокруг меня. Ни один человек так не скажет, самый бесчестный будет стараться казаться честным. 

То же самое мы можем сказать о большом и о малом, что совершается с нами, с народом нашим, со страной нашей, со всем родом человеческим. Как же не заблудиться в этих потемках? Как не принять искусственные декорации за подлинную Богом зданную природу? Как не ошибиться в анализе, в оценке происходящего? Как действительно не стать соучастником дел беззакония? Как душу свою, в конце концов, спасти в этом мире, который совершенно непрозрачен, который очень легко может ввести в заблуждение любого человека? И это особенно относится к нашему времени, к тому мощному информационному потоку, который обрушивается на каждого человека через средства массовой информации, особенно через телевидение, через Интернет. 

Как всегда бывало, есть и, наверное, будет, зло рядится в привлекательную одежду. Яд завертывают в красивый фантик, чтобы люди приняли это за сладкую конфету и вкусили от этого продукта, который на самом деле отравляет сознание, душу, а иногда разрушает и физическую природу человека. И на этом строится сегодня практически вся система отношений людей. Как много лжи и как много неправды в этих отношениях! Как же не запутаться, как понять, что под фантиком ядовитое содержимое? Как ясно понять, куда нужно идти, что делать? А если говорить об общественной жизни — кого поддерживать, с кем быть, кого считать авторитетом? Где этот самый критерий, где это мерило? 

Современная философия и распространенный взгляд на жизнь, исходящий из этой опасной философии, утверждает, что сам человек являет для самого себя истину — сколько голов, сколько умов, столько и истин. То, что для меня благо, это и есть благо, и мне безразлично, является ли это благом для других.

Вот апостол Павел, как будто предвидя эти страшные соблазны нашего века, говорит эти пронзительные слова о Кресте, которым мир распят, о Кресте, на котором явилась бездонная, безграничная всеобъемлющая абсолютная Божественная правда. Кто-то может сказать: ну как это так, страдающий человек, искровавленный, избитый, изничтоженный, висящий на кресте, какая это правда? Тем более Христос ведь не был преступником; это было просто беззаконие — схватили невиновного и казнили его жестоко. 

Так оно и было бы, если бы Господь Сам не взошел на этот Крест. Будучи абсолютно безгрешным, Он восходит на этот Крест только потому, что Он любит свое творение. И для того, чтобы вызволить человека и всё творение из бездны греха, чтобы открыть людям перспективу вечной жизни, чтобы помочь им познавать подлинную истину, Он восходит на Крест и умирает. 

А что же это за истина, что же это за абсолютная правда? Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог, если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то это самое важное, самое фундаментальное — всё вокруг этой истины. Истина заключается в том, что главным в жизни является любовь. Все остальное вторично. Вот почему  и заповедь о любви становится главной заповедью христианства, вот почему Господь провозглашает эту заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И одновременно Он показывает людям, что любовь всегда сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь становится синонимом жертвы, а жертва — синонимом любви, потому что если мы, любя другого,ничего не готовы для него сделать, то это не любовь.

Мне, когда я был ректором духовной академии, очень часто приходилось благословлять семинаристов и воспитанниц регентского класса на вступление в брак. И когда приходили молодые люди, я их спрашивал: «Вы любите друг друга?» Они отвечали: «Да, жить друг без друга не можем». Тогда я их просил порой ответить на один страшный вопрос, и представлял этот вопрос в такой простой жизненной ситуации: вы едете на машине вместе, уже будучи мужем и женой, и попадаете в аварию, и одни из вас становится тяжелейшим инвалидом на всю жизнь. Вот по отношению к инвалиду вы можете сказать, что вы его безумно любите? Или вы любите только красивого, богатого, который вам что-то отдает и который вас обеспечивает? Конечно, молодые люди всегда говорили: да, будем любить. Но в глазах я иногда видел неуверенность, потому что достичь подлинной любви означает быть готовым не только благополучие, молодость и красоту, не только комфорт и какие-то благоприятные обстоятельства — жизнь свою поменять на жертву. Но ведь Господь именно так поступил, вызволяя людей из греховного плена. Он Себя отдал, Себя пожертвовал, и тем самым дал нам поразительный пример подлинной любви.

Но даже если говорить не о любви, а просто о человеческих отношениях, что было бы с человеческим обществом, если бы один человек не был способен отдать себя другим? Не обязательно до смерти, хотя иногда и это требуется. Могло бы существовать такое общество, если бы каждый был устремлен только к достижению своего счастья и своего благополучия? Общество распалось бы на молекулы, на индивидуумы, отчужденные друг от друга. Если что и скрепляет общество, то чувство солидарности, а солидарность всегда предполагает способность одного послужить другому, способность одного дать что-то другому, а в экстренных обстоятельствах — жизнь свою отдать за ближних своих (см. Ин. 15:13).

Как все это далеко от той жизненной философии, которую мы сегодня почерпываем из средств массовой информации, из фильмов, из рекламы. Нам предлагают жить богато, весело, зарабатывать много, все тратить на себя, мол, один раз живем, ни в чем себя не сдерживать, никак не воспитывать свое инстинктивное начало, наоборот — раскрепощать инстинкт, делать все, что ты хочешь делать . Где же здесь самая главная Божественная истина о любви? И вот люди, воспитанные таким образом, вступают в брак. И что получается? До 70% браков распадается, особенно первых, а следствие разводов — несчастные сироты при живых родителях. Не могут жить вместе, потому что настоящей любви нет. Есть потребительское отношение друг к другу — использовать красоту, близость другого человека для своего собственного услаждения. Но когда нужно отдать себя другому, когда нужно разделить трудности с другим человеком, а тем более, если оба попадают в трудные жизненные обстоятельства, вот здесь и надламываются человеческие чувства, которые не имеют глубокого корня.

То же можно сказать и об обществе, о всем человеческом роде. Мы можем существовать как индивиды, мы можем существовать как семьи, мы можем существовать как человеческие общества только тогда, когда величайшая Божественная истина, открытая нам на Кресте, становится главном законом жизни. Вот это все и сказал нам сегодня апостол Павел: «Ничем не могу похвалиться, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят». 

Церковь призвана сегодня проповедовать эту Божественную истину. Это становится делать все сложнее и сложнее, потому что огромное количество людей, особенно молодежи, подвергается сегодня информационной атаке, которая разрушает подлинные ценности. Фантики настолько привлекательны, что никто уже не думает о том, что там внутри — хватают своими ручонками эти фантики, раскрывают их, берут в рот эти конфетки, как иногда ребенок делает, которому нельзя кушать шоколада, и отравляются на всю жизнь. И в какой-то момент понимают, что жизнь-то пошла наперекосяк — и пьянство, и наркотики, и разврат, и внутреннее опустошение, и потеря интереса к жизни; даже когда появляется много денег — пустота, человек не знает, что с ним происходит.

Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который нам указал Христос. Нет иного закона человеческих отношений, кроме закона любви, который предполагает отдачу самого себя другому человеку и в ответ — получение великого дара любви от того, кому ты себя отдаешь. Именно этот закон из стада делает человеческое общество. И наоборот, когда он разрушается, то человеческое общество превращается либо в стадо, либо в волчью свору, когда голодные волки убивают друг друга.

То, о чем мы говорим, имеет прямое отношение к жизни каждого из нас, к жизни нашего Отечества, к жизни всего человеческого рода. Будем помнить эти слова апостола, которые мы слышали с вами в преддверии праздника Воздвижения Креста Господня, и в тот момент, когда почувствуем, что нам трудно отдавать себя другому человеку, еще и еще раз вспомним о том, что это и есть самое главное, что должен человек делать в своей земной жизни. Верим, что вставший на путь любви, служения другим людям человек с искренним чувством и открытым сердцем будет от других получать великую духовную поддержку, какую мы получаем в момент молитвы, собранные в храме Божием.

Я всех вас сердечно еще раз поздравляю с этим воскресным днем. Радуюсь, что Господь привел меня в славный город Томск, некогда столицу всей Сибири, и сегодня, не потерявший своего значения, но известный во всей России и во многих странах мира как замечательный центр науки, образования и новых технологий. Дай Бог, чтобы развивалась духовная и культурная жизнь этого города и всей Томской области. Дай Бог, чтобы те ценности, которые находятся в этой сибирской земле, служили бы нашему народу, помогая стране нашей духовно и материально развиваться, совершенствуя, в том числе, человеческие отношения внутри нашего общества. 

Я хотел бы в память о своем кратком, но таком значительном для меня пребывании в городе Томске, подарить для этого храма икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Пусть Царица Небесная хранит вас от всякого зла и покрывает Своим Покровом.

Вот о чем я еще сегодня подумал во время совершения Литургии. Славный город Томск, древняя столица Сибири, и в этом городе нет кафедрального собора. Сегодня почти во всех областных городах построены соборы, а у вас собор не построен. Поэтому я обращаюсь к областным и городским властям: подумайте о том, что означает кафедральный собор в городе. Это духовная и культурная доминанта, это символ города. Многие из вас путешествуют за границей и знают, что в Европе старинные средневековые кафедральные соборы являются символами городов. Чем мы хуже? Если какие-то безумные люди разрушили, неужели сегодня у России, которая набирает силу, не хватит средств построить кафедральный собор? Постарайтесь сделать это. 

Я Вас благодарю, владыка, за подарок, за замечательные потир. Сейчас уже я имею право им распоряжаться и дарю его для будущего кафедрального собора города Томска.

Вам же, дорогой владыка, я хотел бы преподнести крест с панагией в благодарность за ваши труды. Радуюсь, что с созданием Томской митрополии, укрепляется церковная жизнь не только в городе, но даже в отдаленных районных центрах и деревнях. Прошу Вас и дальше трудиться, осуществлять свое архипастырское служение, в том числе и в качестве митрополита Томского и Асиновского. Также желаю помощи Божией и владыке Силуану, который призван трудиться в качестве епархиального архиерея Томской области.

Всех вас еще раз поздравляю с праздником. Каждому из вас, мои дорогие, хотел бы преподнести образ Христа Спасителя с моим Патриаршим благословением. Храните его в своих домах, и когда будет возможность, помолитесь перед ним, в том числео своем Патриархе. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина