«Сектантство само по себе никакого отношения к Церкви не имеет, это явление является вполне обыденным в человеческом обществе: секты были всегда — и в древности, и в недавнем прошлом, и сейчас. Я бы охарактеризовал сектантство как явление так называемой поврежденной религиозности», — заявил в интервью «Русской линии» председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, комментируя сообщения СМИ об уходе в подземелье сектантов в Пензенской области.
В СМИ появилось сообщение о том, что представителям Пензенской епархии удалось наладить контакт с группой людей, находящихся в пещере на окраине села Никольское. Вниз по откосу оврага православные пастыри спускались с некоторой опаской — сложно предугадать, что на уме у людей, которые находятся в пещере. Вести переговоры взялся священник Алексей Бурцев. Тот, кто согласился на диалог, назвался Виталием из Новочеркасска. Мужчина говорил уверенно и на протяжении всего разговора ни разу не повысил голоса, хотя мнения собеседников в вопросах веры явно не совпадали, передает Пензенская ГТРК. Виталий заявил, что люди в подземелье — «не раскольники, не сектанты, а русские православные христиане, ждущие, когда Господь придет во славе своей и положит беззакониям конец». В ходе переговоров удалось обсудить и бытовые вопросы, в частности, проблему, связанную с запасами еды и с самочувствием детей. Рядом с пещерой была прочитана молитва о здравии и утешении душ заблудших, написанная архиепископом Пензенским и Кузнецким Филаретом.
Отец Димитрий отметил, что сектанты любят использовать православную риторику, заявляя, что они якобы являются «истинно православными», но «на самом деле они никакого отношения к Православию не имеют». «Вся эта православная риторика у них — не более, чем ширма, этакая декорация. Это своего рода метод психического воздействия на сознание потенциальных адептов той или иной секты. Цель сектантов — воздействовать на религиозные чувства людей, чтобы потом использовать их в своих целях. Это типично сектантский подход», — отметил священник.
Тем не менее, по словам священника, массовым сектантство стать в любом случае не сможет. «В каждую секту приходят люди вполне определенного психического уклада, у которых в наличии — ярко выраженное стремление к избранности, которые не удовлетворены тем, что происходит в окружающем мире. Они громогласно заявляют о том, что сильно страдают в нашем мире. Бывает, что их лидеры даже не всегда целиком и полностью руководствуются злонамеренными соображениями. Но, сталкиваясь с реальностью, они никогда не знают, куда вести свою "паству", и, таким образом, часто заводят ее в болезненный тупик, во тьму кромешную. Борьба с сектантами как таковая крайне затруднена, так как адепты сект, хотя и искажено, но все-таки веруют, а бороться с верой практически бесполезно. Можно, конечно, с любовью и кротостью пытаться увещевать их, но талант в этом дан далеко не каждому. К тому же, как правило, лидеры сект запрещают рядовым членам общаться с православными священниками. Практически всегда все русские сектанты выступали и выступают против Православия, против Церкви, против духовенства. Но, подчеркиваю, все-таки сохраняется возможность исцеления этих несчастных людей», — сказал отец Димитрий.
Он подчеркнул, что секты крайне опасны для здоровья людей, и поэтому государство должно принимать жесткие меры против их распространения. «Но, к сожалению, возможности для успешной борьбы с сектами в настоящее время зачастую уже упущены. В данном случае, очень жаль, конечно, ни в чем неповинных детей, которых родители взяли с сбой в пещеру. Это, скорее всего, не сознательный выбор самих детей, да и, если бы он даже был и сознательным, все равно их необходимо было от такого выбора предохранять», — отметил священник. «Вообще, истеричные личности всегда рады, что к ним приковано такое повышенное внимание общества. Но, с другой стороны, это же явление может подхлестнуть их к страшным по своей сути поступкам. Из истории известны случаи коллективных самоубийств сектантов, членовредительства и т.д.», — заключил отец Димитрий.
ИА «Русская линия»/Патриархия.ru