IX Международный форум «Диалог языков и культур Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества в XXI веке» проходит в Душанбе 3-4 октября 2013 года.
По замыслу организаторов форум «Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке» призван способствовать развитию межкультурного и межъязыкового диалога между странами, укреплению связей гуманитарных университетов.
Организатором встречи на базе Таджикского национального университета выступил Московский государственный лингвистический университет.
К участию в форуме приглашен епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, направивший приветствие участникам и гостям мероприятия:
«Приветствую всех участников IX Международного форума "Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке", посвященного теме духовного и светского образования молодежи, взаимодействию культуры и религии в их социальном проявлении.
Специфика молодежной среды, динамичной, не терпящей фальши, слащавости, сухости и бездарности, требует от преподавателя ярких дарований и основательной подготовки. Серьезная работа среди молодежи должна основываться на духовных ценностях. Умение вдохновить, зажечь молодые сердца идеей жертвенного подвига, почти невозможного и дерзкого в современном мире, — вот что должно стать определяющим фактором для духовного руководителя, наставника и учителя молодежи.
Все попытки как-то изменить положение в системе светского воспитания рискуют превратиться в сизифов труд, если они будут оторваны от духовного опыта предшествующих поколений. Эта аксиома является тем самым камнем преткновения, о который до сих пор спотыкались все те, кто пытался взять от религии (будь то Православие или ислам) только то, что укладывается в саквояж гуманистических общечеловеческих ценностей. В этой связи уместным будет процитировать рассуждение замечательного русского ученого Сергея Сергеевича Аверинцева по поводу любопытного утверждения одного из основоположников западноевропейского гуманизма Франсуа Рабле. В своем известном сатирическом произведении "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле писал: "…людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела".
Комментируя этот тезис Рабле, С. Аверинцев писал: "Если «смеховая культура» этого писателя — в огромной степени наследие Средневековья, то наивно-самодовольная апология инстинктов «порядочного общества» — прорыв Ренессанса. Динамика социального и культурного формообразования «извнутри» общества создает историческую ситуацию, при которой устав Телемского аббатства — «делай, что хочешь», — оставаясь несбыточной утопией, становится максимой духовной жизни" (Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы (М., 1997. С. 22.)
Мы сейчас переживаем именно такую историческую ситуацию, о которой говорит С. Аверинцев, когда устав Телемского аббатства не просто заменил собой все прочие уставы, но претендует на роль главной духовной составляющей в обществе, где стираются все грани, в том числе и между религиями.
Говоря об опыте православной педагогики, мы прекрасно понимаем, что Православная Церковь, являясь доминирующей религиозной организацией в российском государстве, все же не может претендовать на единственность и исключительность, тем более в странах Центральной Азии, где подавляющее большинство исповедует ислам. Роль Православия в истории государства Российского, действительно, исключительна. Однако не следует забывать, что исторически нашу страну населяли народы разных вероисповеданий. Непростительной ошибкой будет попытка объединить педагогический опыт всех религиозных организаций на основе общечеловеческих ценностей с целью использования этого опыта в светских учебных заведениях.
Думается, что оказать реальную помощь в воспитании современной молодежи разные религиозные объединения смогут только в том случае, если будут делиться каждый своим опытом воспитания, а не пытаться опять наступать на грабли, собирающие отжившую листву гуманистических идей. И мусульманам, и православным есть что противопоставить разгулу насилия, разврата и вседозволенности. Совместные усилия традиционных религиозных объединений, направленные на формирование религиозного сознания человека, способного противостоять агрессии греха, призваны остановить развитие ненависти и нетерпимости в обществе.
Надеюсь, что нынешний форум будет во многом способствовать выстраиванию оптимальной и наиболее эффективной модели взаимодействия между современным обществом и религиозными объединениями, сохраняющими богатейшее культурное наследие и духовный опыт наших предков. Желаю всем участникам форума помощи Божией в этом важном и нужном деле».
Душанбинская епархия/Патриархия.ru