30 октября 2013 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла международная научно-практическая конференция «Русская культура: что мы несем миру?». Мероприятие состоялось в рамках XVII Всемирного русского народного собора и церковно-общественного проекта «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов». Участники конференции утвердили публикуемый ниже итоговый документ форума.
Полагая необходимой выработку адекватной современным вызовам миграционной политики, устранение негативных последствий неконтролируемой трудовой миграции в Российскую Федерацию, укрепление межэтнического мира и развитие межрелигиозного взаимодействия, противодействие ксенофобии и экстремизму, участники конференции рекомендуют органам законодательной и исполнительной власти России:
1. Создать межведомственный координационный орган по вопросам миграции. Предоставить ему полномочия по формированию федеральной программы, которая даст возможность финансирования мероприятий по адаптации мигрантов из федерального и региональных бюджетов, а также возложить на данный орган координацию работы по уже имеющимся федеральным целевым программам.
2. Создать единую федеральную систему центров языковой и социокультурной адаптации мигрантов включая курсы, работающие при учреждениях Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных общин. Интегрировать данную систему с системой государственных сертификационных центров, имеющих право выдавать трудовым мигрантам свидетельства о владении русским языком, а также проверять соответствие фактического знания мигрантами русского языка представленным документам.
Приступить к созданию системы адаптационных центров в странах постоянного места жительства трудовых мигрантов (в первую очередь Узбекистане, Киргизии, Таджикистане) с привлечением учреждений Русской Православной Церкви, иных религиозных общин, Россотрудничества, российских посольств, местных учреждений Международной организации миграции (МОМ) и высших учебных заведений.
3. Предусмотреть создание курсов по изучению миграционной ситуации и социально-политических проблем стран происхождения мигрантов для сотрудников муниципалитетов и других государственных служащих, имеющих отношение к адаптации мигрантов (включая повышение квалификации сотрудников ФМС).
4. Приступить к созданию системы информирования коренного населения (в первую очередь — молодежи) о работающих в регионе мигрантах, традициях и обычаях стран их происхождения с целью создания климата доверия и укрепления добрососедства, предотвращения ксенофобии.
5. Юридически обязать работодателей, привлекающие мигрантов по квоте, обеспечить условия для прохождения их работниками социолингвистических адаптационных курсов, выделяя для этого помещения и предоставляя оплачиваемое рабочее время для посещения курсов.
6. Обеспечить со стороны государственных трудовых инспекций регулярную проверку условий труда трудовых мигрантов и его оплаты, безотносительно к типу работодателя, включая индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
7. Предусмотреть контроль над условиями и оплатой труда мигрантов со стороны профсоюзов соответствующих отраслей, в партнерских отношениях с Федеральной миграционной службой и государственными трудовыми инспекциями. Привлечь к данной работе общественные организации, в том числе объединяющие представителей малого и среднего бизнеса, заинтересованного в выявлении работодателей, недобросовестно относящихся к трудовым мигрантам.
8. Инициировать внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о миграции, Федеральный Закон от 27 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с тем, чтобы:
9. Внимательно рассмотреть вопрос о распространении трудовых отношений в конкретном субъекте РФ исключительно на лиц, зарегистрированных в этом регионе и имеющих в нем полноценное жилье на праве собственности или долгосрочной аренды.
10. Употребить имеющиеся у России рычаги давления на правительства постсоветских государств с целью возродить разрушенную в 1990-е годы систему обучения русскому языку в странах, дающих наибольший процент мигрантов в Российскую Федерацию. При необходимости оказать поддержку методическими пособиями и возможностями стажировок для учителей русского языка.