3 ноября 2013 года, в неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем.
Сегодняшнее воскресное богослужение было отмечено чтением Евангелия (Лк. 16:19-31), о котором вы слышали хорошую проповедь священника. Я не буду повторять вам это евангельское чтение, я только скажу о том, о чем всем нам нужно непременно знать. А именно о том, что притча о богатом и Лазаре есть наиболее подробное — конечно, применительно к человеческому пониманию, — сказание о том, что же ждет нас после смерти.
Несомненно, Господь передает нам Свое откровение в тех категориях мысли, в той системе понятий, тем языком, которыми мы обладаем. И, наверное, невозможно человеческим языком, опираясь на человеческие знания, передать людям то, что означают новое небо и новая земля, эта будущая жизнь. У каждого поколения людей на основе общих знаний складываются какие-то собственные представления, но все они ущербны и, конечно, не соответствуют тому, что есть на самом деле, потому что полная правда о будущей жизни сокрыта от нас — может быть, просто потому, что мы своим умом, отталкиваясь от своих знаний, своей культуры, своего опыта, неспособны понять это откровение.
Вот и притча о богатом и Лазаре — это тоже милость Божия. Господь и умным, и неразумным, и образованным, и необразованным, и жившим 2 000 лет назад, и живущим в XXI веке под замечательными, трогательными, волнующими до глубины души образами передает нам некую весть, некое скрытое послание о том, что нас ждет. В этих словах зашифровано нечто, что нам сегодня невозможно расшифровать, но когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во мгновение все поймем. Но даже из того, что мы сегодня слышали из притчи о богатом и Лазаре, мы должны сделать для себя одно самое важное заключение. Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка — это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся.
И еще что-то очень важное сообщает нам Господь через эту притчу. А именно то, что в той реальности люди пребывают как бы в разных мирах и что каждый из этих миров соответствует внутреннему состоянию человека. Не может злой пребывать среди добрых — тогда ни он, ни добрые не будут счастливы, не будут иметь полноты жизни. Не может и добрый пребывать среди злых, что было бы несправедливым. Известно, как страдают невинные люди, которых помещают в тюремную камеру вместе с преступниками. Их жизнь становится адом, потому что их внутренний мир несовместим с миром тех, кто их окружает.
Вот так же и после нашей земной жизни каждый будет там и в том окружении, которое соответствует его духовному и нравственному состоянию. Если внутри обман, коварство, злоба, ложь, предательство, лицемерие, стремление к богатству и наслаждениям, если разрушены все ценности жизни, если для достижения своих целей человек способен сделать все, переступив через любые принципы и идеалы, — то такой человек, если в какой-то момент окажется способен разобраться в самом себе, скажет про себя: «Недостоин я милости Божией».
Но Господь учит нас, что даже такой падший человек, в котором как бы нет ничего такого, что может перейти в жизнь вечную, в котором все отягощено страстями, гнетущими и разрушающее душу, — даже такой человек по милости Божией, через Крест Христов, Его страдания и Его Воскресение имеет надежду на жизнь будущего века, если принесет искреннее покаяние и явит глубокую веру.
Эта притча позволяет нам понять, что какая-то связь между теми мирами может существовать. Ведь взирал богач, находившийся в аду, на Авраама и увидел там Лазаря, того самого несчастного, который когда-то лежал у его дверей. Больше того, богачу была дана возможность обратиться к Аврааму. Значит, с одной стороны, граница между теми мирами непроницаема, ибо невозможно перейти из одного состояния в другое, но не настолько, чтобы нельзя было видеть и сообщаться, и, может быть, это вИдение и будет самым страшным мучением для тех, кто лишен Царствия Божия.
Ну и, наконец, заключительные слова притчи. Богач просит Авраама, чтобы он послал кого-то оттуда, чтобы тот воскрес, пришел и рассказал живым о том, что их ждет. В первую очередь, богач думал о своих братьях, которые повторяли его жизненный путь — жили так же безрассудно, упиваясь богатством, наслаждаясь временным, не видя подлинного смысла и подлинных целей в жизни, не взирая на нищих, убогих, несчастных, которые были рядом. И какие же сильные и вместе с тем какие реалистические слова говорит Авраам: «У них есть Моисей и пророки; а если Моисея не послушали и пророков не послушают, то не послушают, даже если и мертвый воскреснет».
Как же все это применимо и к нашему сегодняшнему дню, к сознанию современных людей, которые часто не видят чудес, Божиих чудес в жизни каждого, в истории народов, чудес в большом и малом, когда Господь по молитвам вторгается в нашу жизнь — останавливает болезнь, умудряет в юности, помогает избежать искушений, дает силы в старости и нередко помогает даже в наших бытовых проблемах! Для огромного количества людей не существует никакого Божественного следа в истории, никакой руки Божией в жизни, и если такой человек встретится с тем, кто из мертвых воскрес, — все равно не поверит. В этом нет ничего нового — так и Господь Иисус Христос воскресил Лазаря Четверодневного, и люди были поражены: пред ними был такой могущественный и такой сильный Человек, что Ему следовало поклоняться, что Его нужно было немедленно избрать в цари, ведь Он мог возглавить борьбу с римлянами. Но стоило только Этому могущественному Человеку, воскресившему четверодневный труп, явить слабость, подвергнуться пыткам, взойти на крест, как те же самые люди, которые приветствовали Его криком «осанна!», стали требовать «распни Его!»
Ничего нового не произошло за эти 2 000 лет, и никакие воскресшие покойники никого в вере сегодня не укрепят. Одни скажут, что это обман, другие — что это манипуляция с целью наживы, третьи даже думать об этом не будут. Все это свидетельствует о том, что жизнь вечная зарождается в глубине нашего сердца, в глубине нашего сознания, что мысль о вечной жизни вплетается в ткань нашей человеческой жизни. Если она сопутствует нам и в радостях и в скорбях, если мы знаем, что нас ждет, если мы знаем и верим в те слова, которые Господь нам передал, то одна только мысль о вечности способна в корне менять нашу человеческую жизнь, наполняя ее подлинным смыслом и подлинными ценностями.
Притча, которую мы сегодня слышали, именно об этом — о целях и ценностях человеческого бытия. И да поможет нам Господь никогда не упускать из своего мысленного взора эти подлинные ценности и цели, которые и приводят нас в жизнь вечную. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси