Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля
Версия для печати
5 декабря 2013 г. 10:00

4 декабря 2013 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем один из двунадесятых праздников — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Событие, которое легло в основу этого празднования, связано с земной жизнью Матери Божией — Девы Марии. Сведения о нем дошли до нас через устное Предание Церкви, но известно, что святая царица Елена, мать императора Константина, в IV веке построила на Святой Земле храм в честь Введения Пресвятой Богородицы. А это означает, что задолго до IV века Введение во храм Пресвятой Богородицы уже осознавалось как великое событие новозаветной истории и отмечалось как особый церковный праздник.

В самом этом событии есть что-то связанное с обычной жизнью тогдашних людей и нечто, что связано с присутствием Божиим в человеческой жизни. Был такой обычай у иудеев — каждого мальчика-первенца посвящали Богу. Приносили на 40-й день после рождения в храм, и за ребенка давался некий выкуп, приносилась жертва. Об этом мы знаем, в частности, из истории Сретения Пресвятой Богородицы, когда Спаситель был принесен в храм, получил благословение, а за Него была принесена жертва (см. Лк. 2:22-39). Ничего подобного не происходило, когда рождалась девочка, но иногда благочестивые родители желали посвятить своего ребенка Богу и отводили в храм, где ребенок воспитывался, возрастал и нередко всю свою жизнь посвящал служению Богу и добрым делам.

У Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, долго не было детей, и когда родилась девочка, они восприняли это как милость Божию, как некое чудо. Исполняя обет, данный Богу, они решили посвятить Ее служению при Иерусалимском храме, а когда Младенцу исполнилось три года, они привели Его к храму — всё в соответствии с традицией, с обычаем, ничего особенного.

А вот дальше происходит нечто, что выходит из ряда этих обычных событий. У храма девочку встречает первосвященник. Это действительно нечто необычное, странное. Первосвященник, глава ветхозаветной Церкви, духовный лидер народа — с какой стати он должен был встречать неизвестного ему ребенка? Но произошло именно так, что он находился тогда у ступеней храма.

И затем произошло нечто особенное. Младенец Мария, трех лет от роду, вступает на первую ступень, — а их было пятнадцать, ведущих к храму, и это были большие каменные ступени. Те, кто видел когда-нибудь древние постройки, знают, что это такое — это не современные ступеньки в современном доме. Но Младенец Мария в трехлетнем возрасте взбирается Сама, без посторонней помощи, по этим пятнадцати ступеням.

Затем снова происходит нечто необычное. Первосвященник, который Ее сопровождает, вводит Ее туда, куда нельзя было вводить никого из мирян и даже священников. Сам первосвященник только один раз в году входил в это место, где находился ковчег Завета, в котором хранились скрижали закона Моисеева; где стоял золотой сосуд с манной — той самой, которой евреи питались в течение сорока лет после исхода из Египта; где лежал расцветший жезл Аарона, брата Моисея. Это были великие святыни ветхозаветной Церкви, напоминавшие о самых важных событиях в жизни народа; и вот туда, куда первосвященник заходил только раз в год, он вводит Младенца Марию.

Все эти события можно разделить на три важных этапа, и за каждым из них стоят люди. Первый — это посвящение Девы Марии Богу. Кто стоит за этим событием, за этим решением? Ее родители. Именно родители принимают такое решение, никто другой не имел права это сделать. Родители решают посвятить ребенка Богу. Затем первосвященник, наставник народа, — это он открывает свои объятия Младенцу, он вводит Ее во святая святых. Велика роль наставника в человеческой жизни — так же, как и родителей. Ну и, наконец, Сама Дева Мария, взбирающаяся по этим пятнадцати огромным ступеням. За этим событием — только Она и никто другой. Трудно было идти такому маленькому ребенку, но Мария шла, и за этим событием — Ее воля, Ее произволение, Ее жертва.

Вот так и в нашей жизни. Огромное значение в жизни каждого человека имеют родители. Родители закладывают основу не только физического организма человека — они формируют его душу, его убеждения, его взгляды на жизнь. Недаром педагоги говорят, что человеческая личность формируется до пяти лет, а дальше она уже сформирована и будет развиваться в соответствии с заложенными в ней навыками. Какая же огромная ответственность лежит на родителях!

Мы знаем, что родители, старшее поколение нередко негодуют по поводу молодого поколения, видя в нем много неприемлемого, ошибочного, опасного. Иногда это действительно соответствует тому, что есть на самом деле. Но откуда же берется это новое поколение? Оно ведь не с неба свалилось! У каждого из молодых людей, нередко совершающих очень постыдные поступки, есть родители; и разве можно осуждать молодых, не осуждая их родителей? Разве Господь не видит всего того, что происходит? И почему всю ответственность мы возлагаем на того, который совершает какое-то противное Богу или людям деяние, показываем на него пальцем, подвергая его критике и осуждению? За ним ведь стоят его родители.

Иоаким и Анна могли посвятить девочку Богу, а могли не посвятить. Могли привести в храм, а могли не привести. Вот так и сегодня, и всегда на протяжении всей истории родители могли сделать или не сделать. А если не сделали, то они разделяют ответственность — пред Богом, пред людьми, пред обществом — за поведение своих детей.

Ну и, наконец, наставники. Ведь мог первосвященник и не выйти навстречу Марии, мог не ввести Ее во святая святых, вводя тем самым душу Младенца в живое соприкосновение с Божественной силой, с Божественной благодатью, которая источалась от священных предметов из священной истории. Но он это сделал.

Сегодня старшее поколение, в том числе педагоги в школе, преподаватели и профессора в университетах и институтах, нередко сетуют на то, какая ужасная молодежь. А разве они не несут ответственность за молодое поколение? Разве старшее поколение не является наставником для младшего? И разве молодежь может быть другой, если она взирает на пример старших, творящих беззаконие, разрушающих семьи, разрушающих нравственные основы личной, семейной, общественной жизни? Если молодежь смотрит фильмы, телевизионные передачи, которые делает старшее поколение, разрушая нравственную основу общества? Молодые будут как худшие герои этих самых фильмов — именно так оно и происходит. Мы удивляемся жестокости в молодежной среде. А как же не быть жестоким, когда главный герой сегодня творит дела жестокости? Мы удивляемся, когда молодые люди употребляют наркотики и уходят из этого мира. Как же мы не удивляемся, что весь виртуальный мир, созданный взрослыми, способствует тому, чтобы человек разрывал свою связь с реальностью и уходил из настоящего мира? Наставники — а это все старшее поколение, особенно те, кто влияет на умы и на сердца людей, педагоги, преподаватели, журналисты, писатели, продюсеры фильмов — несут ответственность за формирование молодого поколения. И от этой ответственности пред Богом и пред историей не уйти.

Ну и, наконец, личный фактор. Ведь Младенец Мария Сама взбиралась по этим крутым ступеням, преодолевая то, что ребенку в три года преодолеть практически невозможно. Наверное, это требовало огромной целеустремленности, силы воли, способности терпеть, — и Она это сделала.

Поэтому ответственность за жизнь, за свою собственную жизнь, несет в первую очередь сам человек. Как он идет по ступеням жизни? Младенцу было трудно подниматься. Наверное, легче было спрыгивать с этих ступенек и идти вниз. Именно так многие из нас поступают. Нам тяжело подниматься, нам тяжело расти, нам тяжело нравственно, интеллектуально, духовно, эстетически себя воспитывать, потому что все это требует усилий. Гораздо легче катиться вниз, падать в пропасть, особенно если тебя манит то, что создается людьми в виде псевдокультуры. Когда тебя манят в пропасть твои собственные инстинкты, твои слабости, псевдоидеалы и псевдоценности, нужна сила личности, чтобы подниматься вверх несмотря ни на что. И как важно, когда родители приводят человека к этой начальной позиции и говорят ему, что нужно идти вверх. Как важно, чтобы рядом были наставники, которые во время этого восхождения никогда бы не отступили и были с человеком до самого конца. И, наконец, как же важно, чтобы на этом пути состоялась встреча с Богом, реальное соприкосновение с Божественным присутствием. Тогда у человека вырастают крылья, он становится сильным, по-настоящему свободным, независимым от многих соблазнов и греховных притяжений. Он становится способным подниматься вверх, на самую вершину — туда, где дверь к Царствию Божиему.

Вот эта история с Богоматерью, история Ее родителей, история первосвященника, история трехлетнего Младенца, карабкающегося по огромным ступеням древнего храма, — какой прекрасный образ, помогающий нам понять, что мы должны делать и как мы должны поступать, чтобы каждое последующее поколение людей достигало подлинной цели человеческого бытия. И сегодня, вспоминая об этом событии, мы просим Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную простирать над всеми нами Свой Покров и укреплять нас на пути нашей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке