В преддверии Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к читателям газеты «Известия» («Известия», 28 декабря 2007 года).
Близится светлый и радостный праздник Рождества Христова. Кажется, все напоминает нам именно об этом: на городских площадях высятся сверкающие огнями ели, в концертных залах проходят рождественские вечера, украшенные блестящими гирляндами магазины наперебой предлагают приобрести подарки для родных и близких. Но часто ли мы в этой радостной суете вспоминаем, что главный подарок в эти дни мы должны принести Богомладенцу Иисусу, который «родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (Мф. 2:1), «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4)? Не забываем ли мы о Нем в предпраздничной круговерти?
Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, мы увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10-11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2:11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2:11). Вот и в наше время среди большинства народов мира Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его.
«Христос рождается прежде падший воскресити образ» — так Церковь в одном из праздничных песнопений кратко говорит о цели и смысле воплощения Сына Божия. Образ Божий в человеке был помрачен грехом, грех стал преградой между Творцом и Его творением. И Христос, соединив в Себе Божественную и человеческую природы, эту преграду снимает. Став человеком, Бог Слово «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2.:7), для того чтобы человеку дать возможность соединиться с Богом и уподобиться Ему.
Свет Вифлеемской звезды прорезал мрак греховной ночи, в котором пребывало человечество, и показал путь к познанию Божественной истины, которая есть Христос – «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Христос — «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). И мы, став причастниками Божественного света, призваны быть и его источниками. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16), — заповедует Спаситель.
Эти добрые дела, являющиеся плодами веры, мы и должны принести в дар родившемуся Христу. И, может быть, главным из них является милосердие. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6), — говорит Господь. Как часто людям, живущим рядом с нами, не хватает простого человеческого участия! Никто их не ждет, никто о них не воздыхает, никто не готов открыть для них двери своего дома. Их удел — одиночество, им не с кем разделить ни скорби, ни радости. И наш долг — увидеть в них образ Христов и принять так, как бы приняли мы Самого Спасителя, если бы Он явился перед нами обездоленным, униженным, презираемым.
Господь заповедал Своим ученикам: «Кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Мф. 22:26). Эти слова мы и должны исполнять в жизни. Конечно, сделать это нелегко. Но ведь с нами Бог! В радостях — Податель радости, в скорбях — Утешитель, в трудах — Помощник, в бедах — Защититель. Нет для человека ничего невозможного, если с ним Бог.
В эти предрождественские дни мы ожидаем Божиих милостей, перемен к лучшему. Верю, что наши добрые пожелания и надежды сбудутся в наступившем году, ведь с нами — Бог!
От всего сердца, из глубины души поздравляю вас, дорогие мои, с праздником Рождества Христова и новолетием.
+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru