В издательстве «МП-Принт» при содействии фонда «Фрески Руси», Русского афонского общества и фонда «Братский корпус Николая Чудотворца» вышла книга «Дионисий иконник». Из этой книги читатель сможет узнать о русском иконописце Дионисии, авторе росписей Ферапонтова и Пафнутиева Боровского монастырей. В издание входит Акафист Пресвятой Богородице, иллюстрированный изображениями фресок Ферапонтова монастыря, сообщают «Санкт-Петербургские ведомости».
Годы жизни Дионисия восстановлены приблизительно (родился около 1450 года — умер около 1520 года); имя его впервые упоминается в «Житии Пафнутия Боровского», составленном архиепископом Вассианом. «Живописцами... пресловущими тогда паче всех в таковем деле» называются в этом житии двое — Митрофан и Дионисий, поставленные во главе артели художников и расписавшие соборную церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре.
Известно, что Дионисий принадлежал к сословию «боярских детей» и занимал в обществе достаточно высокое положение. Вышел он из знатной фамилии Квашниных. По информации Музея фресок Дионисия, родовое прозвище «Чермные» иконописец и его сыновья получили, по всей видимости, по материнской линии. Поминальные записи в Ферапонтовом синодике, определенные как поминание Дионисия по жене и ее родителях, позволяют предположить, что жена Дионисия, Мария, происходила из рода дьяка Елиазара Цыплетева, «потомка княжеского по происхождению рода белозерских вотчинников Монастыревых». Также достоверно известно, что «чады» Дионисия входили в состав его артели и участвовали в росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре в 1502 году. Некоторые исследователи предполагают, что незадолго перед кончиной Дионисий принял монашеский постриг. В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Презентация уникального издания состоялась 16 января в комитете по культуре северной столицы. Один экземпляр был передан в дар Санкт-Петербургу. Как отметил председатель городского комитета по культуре Николай Буров, эта книга будет передана в библиотеку имени В.В. Маяковского и доступна читателям.
Затем прошла пресс-конференция, один из участников которой — руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко — рассказывая о великом представителе московской иконописной школы Дионисии, его жизни и трудах, подчеркнул, что «иконопись — это скорее служение, чем творчество».
Первый тираж издания «Дионисий иконник» в магазинах продаваться не будет — он целиком будет отправлен в Салоники, где пройдет российско-греческий конгресс «Основы и традиции российской благотворительности», к которому и приурочено издание.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru