22 января 2014 года состоялся заключительный концерт в рамках IV Рождественского фестиваля духовной музыки.
Участниками музыкального форума, который прошел по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стали российские и зарубежные коллективы, в том числе Патриарший хор кафедрального собора Святой Троицы в Тбилиси, детский хор и вокальный ансамбль собора Парижской Богоматери, хор мальчиков и мужской хор монастыря святого Флориана (Австрия), Московский синодальный хор, хоры Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, московских Сретенского и Данилова мужских монастырей, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин».
Художественные руководители Рождественского фестиваля — президент Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
По традиции Рождественский фестиваль завершился концертом Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и Национального симфонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Концерт прошел в Московском международном доме музыки. Собравшихся в Светлановском зале приветствовал митрополит Иларион:
«Рождественские фестивали духовной музыки являются очень значимым явлением в истории нашего Отечества и стольного града. Каждый фестиваль становится большим культурным и духовным событием: на концерты форума приглашаются лучшие отечественные и зарубежные хоровые коллективы, на них звучит прекрасная духовная музыка, десятки тысяч людей здесь, в этом зале, а через трансляцию по телевидению — еще и миллионы телезрителей приобщаются к высокому хоровому искусству и высокой духовности, которой проникнуты песнопения.
Почему для нас важна духовная музыка? Потому что это язык, на котором мы говорим с Богом, при помощи которого Церковь восхваляет Господа на протяжении уже двадцати веков. В разных странах эта музыка разная, но объединена она духовным порывом и является отражением стремления человека к Богу — стремления, которое вложено в душу человеческую Самим Творцом.
Поэтому мы можем слышать на концертах фестиваля очень разную музыку: и православную, и католическую, музыку русскую, зарубежных композиторов и ту, авторство которой неизвестно, потому что многие произведения духовной музыки являются творением коллективного автора — соборного разума Церкви, который отражен в этих песнопениях и в тех знаках, при помощи которых они записаны.
В последние месяцы мне выпала честь редактировать духовные музыкальные сочинения в готовящемся к изданию полном собрании сочинений П.И. Чайковского. Впрочем, редактировать — это громко сказано, потому что изменения в авторскую партитуру вноситься не будут. Для меня эта работа стала еще одной возможностью соприкоснуться с творчеством нашего великого композитора, которого абсолютное большинство людей в мире знает не по духовной музыке, а по его балетам, операм и симфониям. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что Чайковский сегодня является самым исполняемым композитором в мире, однако многие из его горячих почитателей даже не представляют, что он писал духовную музыку. А между тем Петр Ильич был глубоко верующим человеком, и для него Церковь была не просто признаком некой культурной принадлежности к традиционному сообществу — к вере относился с большим вниманием. Он достаточно регулярно бывал на богослужениях, много страниц в его дневниках и письмах посвящено впечатлениям от посещения храма.
Чайковский воспринимал богослужение и как христианин, и как человек искусства, поэтому эстетическая сторона богослужения стояла для него отнюдь не на последнем месте. В своей духовной музыке он отразил и тот поиск внутренней гармонии, который характеризовал его на протяжении всей жизни. В письмах баронессе фон Мекк, с которой Петр Ильич состоял в практически ежедневной переписке на протяжении тринадцати лет, он рассказывает достаточно подробно о том, как сочинял "Божественную литургию" и "Всенощное бдение". Более того, он редактировал сочинения великого русского композитора Д.С. Бортнянского, к которому относился достаточно критически. Чайковский изучал древние напевы, и этот его интерес нашел отражение в написанном им "Всенощном бдении".
Впоследствии, уже в XX веке, это направление продолжил С.В. Рахманинов в своих бессмертных творениях — "Божественной литургии" и "Всенощном бдении".
Мы сегодня услышим произведения этих двух авторов и почувствуем то, что они хотели вложить в свои духовные сочинения, — и композиторское мастерство, и любовь к Богу, которая объединяла их обоих и передается через эти удивительные звуки.
Сегодня хоровое пение в нашей стране постепенно возрождается. Надо сказать, что 90-е и 2000-е годы были временем упадка светского хорового пения, но именно в эти годы вместе со строительством храмов, открытием новых монастырей было создано огромное количество церковных хоров. Достаточно сказать, что в Русской Православной Церкви тридцать три тысячи храмов и более восьмисот монастырей, а значит, у нас есть, по крайней мере, тридцать четыре тысячи хоров. Конечно, они различного качества, разной численности, но среди этих коллективов есть просто замечательные, способные по своему качеству соперничать с ведущими светскими хоровыми коллективами.
В то же время можно отметить, что сейчас началось также возрождение светской хоровой музыки. Этому немало способствует созданное недавно Всероссийское хоровое общество, которое находится под патронатом Президента Российской Федерации В.В. Путина и уже делает значимые шаги для того, чтобы хоровое пение возродилось, в том числе, среди детей и молодежи. Недавно мы слышали о том, как Президент присутствовал на репетиции хора из тысячи детей, которые были отобраны по всей стране, — они исполнят русские песни на закрытии Олимпиады в Сочи. Это первый шаг, но за ним последуют другие, в том числе концерты, фестивали, конкурсы. Мне очень хотелось бы надеяться, что эти юные исполнители со временем составят взрослые хоровые коллективы, что эти дети, которых мы с детства научим любить Бога и свою Родину, когда вырастут, окажутся в авангарде нашего общества и будут учить следующее поколение тому, чему в 90-е и 2000-е годы мы не сумели научить своих детей».
Митрополит Иларион вручил председателю Комиссии Общественной палаты России по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.А. Пожигайло, инициировавшему создание Всероссийского хорового общества, орден святого благоверного князя Даниила Московского. П.А. Пожигайло удостоен Патриаршей награды «во внимание к трудам и в связи с 50-летием со дня рождения». Владыка выразил уверенность, что хоровая музыка способна объединять людей — и молодых, и зрелого возраста, и детей. «Она способна учить людей добру, — подчеркнул архипастырь. — Я хотел бы, чтобы дело возрождения хорового пения в нашем Отечестве при поддержке государственной власти развивалось. Спасибо Вам за труды на этом поприще».
Председатель ОВЦС обратился также к В.Т. Спивакову со словами благодарности за совместные труды по организации Рождественского фестиваля и личное участие в музыкальном форуме.
Затем в исполнении Академического большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижер — Лев Конторович) и Национального филармонического оркестра России (художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Спиваков) прозвучали фрагменты «Литургии св. Иоанна Златоуста», «Всенощного бдения», избранные хоры a cappella П.И. Чайковского и музыкальная поэма «Колокола» на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта — сочинение С.В. Рахманинова для солистов, хора и симфонического оркестра.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru