Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье в Успенском соборе Московского Кремля

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье в Успенском соборе Московского Кремля
Версия для печати
2 марта 2014 г. 15:28

2 марта 2014 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки, братия и сестры!

Всех вас хотел бы сердечно приветствовать с особым праздником для града Москвы — днем памяти святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Два года назад мы праздновали 400-летие со дня его мученической кончины. В прошлом году мы имели возможность осуществить надежду огромного числа москвичей на установление памятника святителю как выдающемуся духовному лидеру страны, как выдающемуся государственному деятелю, позиция которого оказалась решающей, чтобы предотвратить полное порабощение Руси иноземными силами, сохранить ее независимость, сохранить Церковь, сохранить веру православную. С какой радостью билось сердце, когда мы освящали памятник, который по злой человеческой воле не мог быть воздвигнут в течение ста лет! И как хотели те, кто более ста лет назад поставил вопрос об установке памятника у Кремлевской стены, так все теперь и совершилось.

Память о святителе Гермогене занимает особое место в нашей церковной истории, в нашей агиографии, в нашем календаре святых. В образе этого человека соединились верность Богу, верность Церкви и верность своему народу, а потому святитель Гермоген является примером для всех нас — примером, вдохновляющим на жертвенное служение Церкви и народу. 

Сегодня память святителя Гермогена совпала с другим важным днем в церковном календаре — с Прощеным воскресеньем. Этот день посвящается воспоминанию изгнания Адама из рая, и неслучайно именно это воспоминание предлагает Церковь накануне Великого поста.

Что такое изгнание из рая? Это отлучение человека от непосредственного общения с Богом. Не полное отлучение человека от Бога, не предоставление человеку полной автономии и полного права делать все, что он хочет, но отрешение человека от непосредственных отношений с Богом, в результате чего первые люди не смогли более вкушать от древа жизни. Никто не знает, что такое древо жизни. Может быть, это действительно физическое древо, но, может быть, это особый образ, особая аллегория, означающая непосредственную связь человека с Богом, посредством которой он получал токи бессмертия. Мы не знаем точно, но воспринимаем человеческими мыслями все то, о чем повествует Слово Божие, и потому свидетельствуем, что с изгнанием из рая пресеклась возможность для человека прикасаться к древу жизни, к древу бессмертия. А произошло так потому, что человек захотел вкусить от другого древа — древа познания добра и зла. Бог запретил это делать, но по внушению извне, исходившему от темной силы, и по своему непреодолимому хотению человек пожелал вкусить от этого плода, чтобы познать добро и зло и быть, как внушил ему диавол, как Бог.

Нарушив заповедь, первые люди были отлучены от Бога, от древа жизни. Где же они оказались? Наверное, там же, где были, в том же самом месте, но в иной реальности. Они оказались в мире, где присутствуют и добро, и зло. Они хотели уразуметь тайну добра и зла простым, магическим способом: вкусил от древа и сразу все познал, стал как Бог. И Бог ответил на их желание познать добро и зло. Но не магически, не одномоментно, не через вкушение, а через жизнь в мире, где добро и зло рядом. И очень скоро человек запутался в этих понятиях. Грех стал заслонять зрение первых людей. Стали появляться одно беззаконие за другим, включая зависть, убийство, коварство. Грех стал стремительно распространяться. 

Господь отнял от человека древо жизни, чтобы он, вкусив больше зла, чем добра, не смог жить вечно. Но Господь не оставил первых людей — Он корректировал их движение, не нарушая их свободы, не нарушая их способности выбирать между добром и злом. Он наказывал их тогда, когда греха становилось очень много, когда грех угрожал самому существованию рода человеческого.

Мы знаем несколько таких Божественных вмешательств, которые пресекали избыточествующее зло. То было наказание всемирным потопом, то было разрушение вавилонской башни — рассеяние людей, появление различных культур и языков, которые разделили человечество, как бы полагая человеческие границы тотальному распространению зла. Наконец, казнь Содома и Гоморры — это тоже корректирующий жест Божественной десницы: когда в одном конкретном месте зла стало так много, что жизнь перестала быть способной к продолжению самой себя, Бог наказал людей огнем и серой. 

Именно в этом мятущемся мире стали появляться люди, которые своим словом, своей жизнью, своими страданиями помогали сохранить некую систему нравственных координат, не запутаться, не потерять разницу между добром и злом. Этих людей мы называем пророками. Они грозно вещали своему народу, а через народ свой — всему миру, давая примеры добродетели и порицая пороки. Кто-то их слышал, кто-то принимал их слово, а кто-то отвергал его и погружался в бездну греха.

Еще в самом начале человеческой истории, когда произошло грехопадение первых людей, когда стало невозможным для них быть в раю, то есть в общении с Богом, Бог, говоря о наказаниях первым людям, а через них и всему человеческому роду, сказал о том, что «семя Жены сотрет главу змия» (см. Быт. 3:15), то есть, от женщины родится Человек, Который уничтожит диавольскую силу. И мы знаем, что это произошло не силой человеческой, но силой Божией, через которую Бог соединился с плотью человеческой, с человеческой природой, и через Деву Марию вошел в этот мир и стер главу змия.

Но произошло это примерно так же, как и в случае со вселенским потопом. И тогда почти тотальной смертью Бог умертвил грех, но не умертвил права человека выбирать между добром и злом, потому что если человек лишается этого права, он перестает быть человеком. Вот так же и Христос — Он сокрушил главу змия, и нет тотальной власти диавола над миром, но Господь не уничтожил богообразной природы человека, сохранив его внутреннюю свободу, свободу выбирать между добром и злом. 

С тех пор мы в особом состоянии. Мы живем в мире, где есть добро и зло, но мы в этом мире не одни. Мы — те, кто желает жить по Божиему закону, те, кто желает вернуться в рай, в землю обетованную, те, кто верит, что это происходит с верными сынами и дочерьми Божиими, когда закрываются их физические глаза и они переступают грань между жизнью и смертью.

Господь даровал нам эти силы и способность сопротивляться. Он нас многому научил. Он дал нам великое нравственное учение, такое простое, ясное для каждого человека. Применяй эти величайшие образцы к своей жизни, к событиям, в которые ты вовлекаешься, — и будет ясно, где правда, а где ложь, где Бог, а где диавол. 

Более того, Господь дал нам особые средства, которые способны вводить нас в соприкосновение с Ним, чего не имели даже святые ветхозаветные пророки. Вводить в реальное соприкосновение, с тем чтобы мы чувствовали и воспринимали силу Его благодати, которая наполняет наше умозрительное отношение к добру и злу энергией, направленной на совершение добра. Мы имеем всё для спасения, но одновременно имеем ту самую свободу, которая неоднократно уводила людей в сторону от этого спасения. 

Церковь неслучайно предлагает нам все эти размышления накануне Великого поста. Потому что именно во время поста мы должны провести особую духовную работу над самими собой, над своей духовной жизнью. Подвергнуть глубочайшему честному беспристрастному анализу и суду свою жизнь. Препарировать свои внутренние помышления и движения сердца, чтобы было ясно, чего же в нас больше — добра или зла, добрых слов или злых слов, любви или осуждения к ближним, честности или лжи. Эти удивительные дни Святой Четыредесятницы, которые нам предстоит пройти, мы должны пройти с пользой для своей души, а значит, с пользой для жизни как в этом мире, так и в мире будущем. 

Я от всего сердца хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, помощи Божией в предстоящем поприще Святой Четыредесятницы, которая способна освободить нас от многих грехов и приблизить нас к утерянному первыми людьми раю. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: молдавская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина