Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в московском храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в московском храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе
Версия для печати
31 марта 2014 г. 09:30

30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Валерий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с четвертым воскресеньем Великого поста, днем, когда мы вспоминаем память святого преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника — великого аскета, подвижника, церковного писателя, труды которого и сегодня помогают людям, нашим современникам, отделенным многими веками от преподобного Иоанна, совершать дело спасения.

Сила творений святого преподобного Иоанна в том, что мысли, содержащиеся в его словах, — не от мудрости человеческой. Конечно, все в рассуждениях преподобного изложено очень логично. В его книге, именуемой «Лествица», о пути восхождения человека от земли к небу, удивительно логично следствия связаны с причинами, так что выстроена целая аскетическая система, в соответствии с которой человек может взойти по невидимой лестнице от земли к небу уже в своей земной жизни. Но эта мудрость, эта логика, это удивительно убедительное слово обусловлены не образованием или знаниями преподобного, а его жизненным опытом. Он писал о том, что сам пережил, сам прочувствовал, что стало частью его жизни. А когда человек говорит от собственного опыта, а не с чужих слов, когда его слова проходят через его собственный разум, через его сердце, тогда слова эти становятся исключительно убедительными. Они уже не могут быть ограничены ни национальностью, ни страной, ни культурой, ни эпохой, — они будут иметь значение для каждого человека, где бы и когда бы он ни жил. Так и случилось с творениями святого преподобного Иоанна Синайского, Лествичника, память которого мы сегодня совершаем.

Вся система, которую предлагает нам преподобный Иоанн, строится на принципе постепенного восхождения человека от меньшего к большему, к тому, что наиболее важно для духовной жизни человека. Именно в день памяти святого преподобного Иоанна Лествичника читается замечательный отрывок из Евангелия от Марка, где повествуется об исцелении бесноватого юноши, который был нем и глух (Мк. 9:17-31). Дух, живший внутри этого несчастного, бросал его в огонь и в воду, так что он терял сознание, он истекал пеной, он бился в конвульсиях, — это был человек, неспособный к жизни в социуме, к общению с другими. Несчастный отец привел своего пораженного страшным духовным недугом сына к Спасителю и попросил исцелить. И единственное, что Господь спросил у отца: «Веруешь ли ты?» На что тот ответил: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Он ответил честно. Если бы он сказал: «Да, верю от начала до конца. Верю, что одного Твоего слова хватит, чтобы отрок исцелился», — то, наверное, сказал бы что-то неправильное, неверное, ложное. Однако он сознавал, что находится в плену неверия, и просил Господа помочь ему преодолеть это неверие, потому что все-таки чувствовал в сердце своем веру в силу Божию.

И Господь исцеляет отрока. А потом, когда апостолы спрашивают: «Почему же мы не могли его исцелить?», Спаситель отвечает: «Род сей изгоняется только молитвой и постом». Таким образом, в небольшом евангельском отрывке мы находим упоминание трех необходимых условий того, чтобы Бог помог человеку исцеляться от недугов душевных и телесных, — это вера, это пост и это молитва.

Больной, которого исцелил Спаситель, был не просто физически болен. Некоторые современные люди, читая этот отрывок, говорят: «Наверное, он страдал эпилепсией». Нет, он не страдал эпилепсией. Он был глухой и немой. Его человеческая природа была разрушена. Он был неспособен к общению с другими людьми. И неслучайно Господь изгоняет из него духа злобы, потому что болезнь была, несомненно, следствием присутствия в теле и душе этого человека силы злобы поднебесной — диавола. Отрок был одержимым диавольской силой настолько, что в нем не оставалось ничего живого — ни сознания, ни воли, ни чувств. Вся его духовная сущность была уничтожена диавольской силой. Все силы человеческие были разрушены, подобно тому, как страшные метастазы злокачественной опухоли, если их не остановить, прорастают через все тело человека. Вот так одержимость злой силой проросла через всю природу несчастного — через дух, душу и тело. В нем не было ничего живого, — он был страдальцем, который практически уже не жил в этом мире. И Господь освобождает его от этого страшного недуга — изгоняет из него беса.

Когда мы говорим об одержимости духом злобы, мы должны понимать, что одержимость не всегда связана со столь радикальными внешними проявлениями. Это не всегда болезнь физическая. Одержимость может проявляться по-разному, но она всегда связана с уничтожением человеческой личности, с полным ее порабощением злой силе. Может возникнуть вопрос: а с чего начинается это порабощение? Может быть, мы уже испытываем на себе это порабощение, будучи совершенно здоровыми, по крайней мере, умственно? Многие физически совершенно здоровы, но, может быть, где-то уже присутствует эта страшная болезнь, порождающая духовные метастазы?

Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст произносит очень важные слова о том, что присутствие темной силы в человеке начинается со лжи. Не с каких-то страшных болезней — не с паралича, не с немоты, не с глухоты, не с припадков, не с пены у рта, не с поведением полностью несовместимым с участием в жизни общества, — все начинается со лжи. Причем ложь входит в наше сознание так, что мы можем даже и не заметить ее. Вот как говорит тот же Иоанн Златоуст: «Демоны насаждают ложь, сообщая ей частицу правды, подобно тому как те, кто изготавливает яды, обмазывают внешнюю часть сосуда медом, чтобы опасное зелье было пригодным для питья».

Вот какой дивный образ предлагает нам святитель Иоанн Златоуст. Диавол не дает для потребления человеку ложь, в которой не было бы правды, потому что такая ложь легко опровергается. Диавол соблазняет человека ложью, в которой есть частицы правды. Вот это и называется искушением, это и есть первая атака диавола на человека — искусить, заразить ложью. А через ложь входит и грех, потому что где ложь, там и грех, где ложь, там и диавол, потому что он есть отец лжи (Ин. 8:44).

Каким же бдительным нужно быть для того, чтобы рассыпанные во лжи частицы правды не затмили взор, в первую очередь духовный взор, чтобы за словами, содержащими правду, увидеть ложь и понять, что это искушение! Собственно говоря, ведь именно так диавол сбивает с толку человека в его личной жизни, в его общении с другими. Ведь никогда лжец, обманщик, вор, разбойник, знакомясь с человеком честным, не будет говорить о том, кто он. Он будет говорить о себе нечто, в чем есть доля правды, которую легко перепроверить. Он будет говорить так, чтобы войти в доверие к собеседнику. Но ведь так же происходит, когда те, кто обладает властью и может обращаться к миллионам, говорят ложь, призывая к действиям, исполненным лжи. В этой лжи всегда есть и правда, причем представляемая так ярко, выпукло, убедительно, что люди во имя этой правды поддаются на ложь.

Мы только что слышали от отца настоятеля историю закрытия Алексиевского монастыря и этого святого храма. Ведь и тогда, когда совершалась революция, когда разрушались храмы, когда уничтожались святыни, ложь была перемешана с правдой. Ведь и тогда людям давали сосуд, край которого был обмазан медом, и, прикладывая губы к этому сосуду, люди пили яд, того не чувствуя. И какие дивные слова звучали «братство, равенство и свобода», «все будут жить одинаково, и не будет никаких эксплуататоров», «все будет так замечательно»… А чем все обернулось? Разрушением храмов, разрушением страны, для воссоздания которой потребовались миллионы человеческих жертв и десятилетия тяжелейшей жизни. И то, что произошло с нами в недавнем прошлом, сегодня происходит с очень многими по всему миру. Вспыхивают братоубийственные войны, происходят революции, и все опять-таки перемешано: ложь, страшные тайные замыслы перемешаны с правдой, и люди пьют эту отраву, эту убийственную смесь не морщась, потому что края сосуда обмазаны медом…

С этого и начинается одержимость. Если мы впускаем в себя ложь, даже перемешанную с правдой, если мы начинаем служить этой лжи, мы становимся одержимыми. Для этого не нужно болеть физически, не нужно быть глухим или немым, не нужно биться в припадках. Страшная одержимость направляет человеческое сознание в ту сторону, которая нужна для диавола, и совершаются страшные, непоправимые деяния в нашей личной, общественной, государственной или общечеловеческой жизни.

Святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас, как нужно восходить, чтобы преодолевать притяжение зла. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что диаволу трудно сделать первый шаг — первый шаг на пути к одержимости делает человек. У диавола нет силы сделать за человека первый шаг к бездне — первый шаг всегда остается за человеком. Но когда он его делает, он уже вступает на заминированное поле, хозяин которого — диавол.

Вот почему мы должны так бдительно относиться к своей духовной жизни. Вот почему постом, молитвой и верой мы должны отгонять от себя всякое воздействие зла, всякое воздействие лжи. Вот почему мы должны напрягать свои силы душевные и духовные, чтобы давать бой тому, кто есть ложь и отец лжи. Именно тогда, когда мы совершаем эти добрые деяния, мы полагаем начало нашему восхождению по лествице духовной жизни, ведущей от земли к небу.

Я всех вас поздравляю, мои дорогие, с четвертым воскресеньем Великого поста. Молитвами святого преподобного Иоанна Лествичника да укрепляет всех нас Господь и вразумляет в нашей невидимой брани. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина