Пять лет назад Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата возглавил митрополит Волоколамский Иларион. Об основных направления работы этого синодального отдела и о своей деятельности на посту председателя ОВЦС владыка Иларион рассказал в интервью порталу Православие.ru.
— Владыка, расскажите в общих чертах, чем занимается ваш Отдел?
— Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата является старейшим синодальным учреждением Русской Церкви. Он был создан в 1946 году, после окончания Великой Отечественной войны. Это было время, когда вся страна вставала из руин, а вместе с ней вставала из руин и наша Церковь. Исторически сложилось так, что приоритетным направлением работы Отдела является развитие отношений Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами. Отдел также осуществляет связи с инославными церквами и христианскими объединениями, иными религиозными общинами, правительственными, парламентскими и общественными институтами за рубежом, международными организациями, а также с соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье. В обязанности Отдела внешних церковных связей входит информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о международных событиях, подготовка проектов общецерковных документов и решений, затрагивающих сферу межправославных, межхристианских, межрелигиозных и международных отношений, а также другие вопросы, находящиеся в компетенции Отдела. Важное место в сегодняшней работе Отдела занимают острые темы, среди которых главная — гонения на христиан в различных регионах мира, и, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Сегодня на Ближнем Востоке происходит массовое, систематическое и целенаправленное уничтожение христианского населения. В Сирии уже более двух лет идет кровопролитная война. Недавно произошел очередной акт зверского истребления христиан в городе Кесаб, где в 1915 году армяне пали жертвой геноцида. Сегодня при потворстве западных держав, которые вооружают так называемую сирийскую оппозицию, во многих городах и весях Сирии происходит геноцид христианского населения.
— Что изменилось в работе возглавляемого Вами Отдела за последние пять лет и какие наиболее важные вопросы пришлось решать?
— Одной из самых важных целей, которая стояла передо мной с самого начала, было сохранение высокого уровня работы Отдела внешних церковных связей, его способности компетентно решать поставленные Святейшим Патриархом и Священным Синодом задачи. Меня всегда вдохновлял пример Святейшего Патриарха Кирилла, почти 20 лет руководившего работой Отдела. Наши труды были бы невозможны без сохранения и усиления кадрового состава. Отдел пополнили молодые и перспективные сотрудники, а ветераны продолжили свое ответственное служение.
Одновременно с моим избранием на пост председателя Отдела внешних церковных связей в 2009 году Священный Синод произвел изменения в структуре нашего синодального учреждения. В частности, из Отдела были выделены два новых ведомства — Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, курирующее деятельность приходов в дальнем зарубежье, и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, в сферу ответственности которого входят вопросы церковно-государственных отношений в России и других странах канонической территории Русской Православной Церкви.
После административных перемен в Отделе окончательно оформилась разветвленная структура подразделений, ответственных за различные направления внешней деятельности Русской Церкви. В частности, к двум секретариатам — по межправославным отношениям и по межхристианским контактам — добавился созданный в 2009 году Секретариат по делам дальнего зарубежья. В его компетенцию входит поддержание и укрепление связей нашей Церкви с органами государственной власти зарубежных стран, министерством иностранных дел России, дипломатическим корпусом, аккредитованным в Москве, международными организациями, соотечественниками, проживающими за рубежом. В 2013 году в системе Отдела внешних церковных связей был сформирован Сектор межрелигиозных контактов, занимающийся укреплением взаимодействия Московского Патриархата с нехристианскими религиозными общинами дальнего зарубежья.
В целом структура Отдела внешних церковных связей продолжает оставаться такой, какой она была создана нашими отцами-основателями, в частности, приснопамятным митрополитом Никодимом (Ротовым), и развита его последователем — Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. А главными принципами служения в Отделе неизменно являются преданность Церкви, высокий профессионализм и самоотдача.
— С представителями каких Поместных Православных Церквей были установлены самые теплые отношения?
— Отношения Русской Православной Церкви с братскими Поместными Церквами — это приоритетное направление деятельности Отдела. Как председатель ОВЦС я общаюсь с Предстоятелями и иерархами всех без исключения Автокефальных Церквей. Со многими из них меня связывают теплые дружеские отношения. С кем-то из них я знаком уже более 20 лет. Хотел бы отметить теплые отношения, сложившиеся у меня с теми иерархами из Поместных Православных Церквей, которые обучались в духовных школах Русской Православной Церкви. Возвращаясь домой, они сохраняют в своих сердцах добрые воспоминания и теплые чувства к нашей Церкви и навсегда остаются нашими друзьями.
И, конечно же, нельзя не упомянуть о постоянных рабочих контактах с Владыками Киринским Афанасием, Филиппопольским Нифоном, Моравичским Антонием и другими представителями Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле. Взаимодействие с ними служит укреплению наших двусторонних связей с теми Церквами, которые они представляют.
— Где Вы находите время на работу в Отделе, выступления по радио и телевидению, написание книг, съемку фильмов и научную работу?
— Работа в Отделе или по линии Отдела занимает основную часть моего времени. В прошлом году я совершил 53 зарубежных поездки, в позапрошлом — 54. Соответственно, более 100 перелетов в год. Каждая поездка — это переговоры, общение с нашими партнерами по межправославному, межхристианскому и межрелигиозному диалогу, защита интересов и позиции нашей Церкви. Итого в поездках я провожу около 200 дней в году. Из оставшихся 165 дней часть — это выходные и праздники, которые я провожу в храме. Еще часть — это приемные дни в Отделе, когда я принимаю от 5 до 10 посетителей в день, в том числе послов иностранных государств, послов России в иностранных государствах, православных и инославных религиозных деятелей.
Кроме того, я возглавляю Общецерковную аспирантуру, которая требует ежедневного внимания. Сверх этого, по благословению Святейшего Патриарха мне поручено возглавить около 30 различных комиссий, оргкомитетов или рабочих групп, каждая из которых требует внимания, времени, сил. Например, одна из рабочих групп, которую я возглавляю, занимается разработкой единого образовательного стандарта для бакалавриата духовных школ, оценкой качества учебников и выработкой плана написания новых учебников. Только за первые три месяца 2013 года я провел около 10 заседаний этой группы и различных ее подгрупп. Поставлена весьма сложная задача — в течение нескольких лет полностью обновить весь корпус учебников для наших духовных семинарий. А это значит, что я должен встретиться со специалистами по всем основным дисциплинам — Ветхому и Новому Заветам, догматике, патристике, литургике, церковной истории и т.д. (всего около 30 дисциплин), составить план написания по ним учебников (по каждой дисциплине от 1 до 5), сформировать авторский коллектив и следить за его работой.
Не буду рассказывать о других рабочих группах. Скажу лишь, что вся эта нагрузка в совокупности совершенно не оставляет времени ни на написание книг, ни на научную работу. Книги мои, которые сейчас издаются, представляют собой переиздание ранее написанных книг. Например, двухтомник «Православие», изданный и дважды переизданный Сретенским монастырем, теперь публикуется также и по частям, в виде небольших книг или брошюр. Издаются также сборники докладов и проповедей, которые я произношу по долгу службы — как председатель ОВЦС, ректор аспирантуры и настоятель храма. Что же касается научной работы, то я должен признать, что в таких условиях никакой серьезной научной работы не веду и вести не могу. Работе на телевидении я придаю большое значение, но она в общей сложности занимает у меня не более пяти часов в месяц. Телепередачи «Церковь и мир» я обычно записываю сразу четыре подряд — на месяц вперед; сама запись при этом длится два-три часа. Еще два часа в месяц я трачу на запись «стендапов» для серии фильмов о двунадесятых праздниках, которая выходит на телеканале «Культура». Фильмы эти делаются на основе моих ранее произнесенных проповедей. Иногда я беру с собой съемочную группу в поездку для того, чтобы заснять самое интересное и потом показать это телезрителям.
Жить в таком ритме достаточно сложно, но у меня всегда перед глазами пример нашего Святейшего Патриарха, который успевает намного больше, потому что сфера ответственности у него чрезвычайно велика, а работает он всегда на пределе человеческих сил и возможностей. Думаю, если бы все наши архиереи и клирики работали так, как он, мы достигли бы еще больших успехов. Но пределов совершенству нет, и, имея перед глазами вдохновляющие примеры, мы можем трудиться на благо Церкви в меру своих сил и возможностей, радуясь о том, что Господь сподобил нас жить в благословенное время — время не только серьезных вызовов, но и огромных возможностей, каких не было у поколения наших предшественников.