13 апреля 2014 года, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве в праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Бузина) во епископа Армавирского и Лабинского (Кубанская митрополия).
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Игнатию на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Игнатий!
Предивный и непостижимый Промысл Божий привел тебя ныне под своды сего храма, дабы ты сподобился пережить те же чувствования и ту же духовную радость, что испытали некогда апостолы Христовы в Сионской горнице в Иерусалиме. И вот ты стоишь перед нами. Ты вошел сюда как пресвитер, а выходишь, милостью Божией, епископом Церкви.
Церковь неслучайно называет архипастырей святителями: не потому, что уже при жизни они все стяжали святость — подвиг их веры известен только Богу, — но называет их так, выражая глубокое почтение к высоте их призвания быть светильниками веры, то есть образцами веры, носителями и проповедниками Истины Христовой, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. И даже когда исповедничество и проповедь истины Христовой сопрягаются с тягчайшими жизненными условиями, когда это становится опасным и даже смертельно опасным, епископ должен нести свет людям.
Власть епископа в Церкви — это не то же, что власть светская. Церковная власть — совершенно иной природы. В ее основе не принуждение, не сила оружия, не желание господствовать и подчинять. В ее основе — любовь: любовь отца к детям, учителя к своим подопечным, пастыря к пасомым.
Вспомни, как Господь наш Иисус Христос учил народ Израиля, и «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28-29). Власть слов Спасителя заключалась не в повелительном тоне, не в книжной учености, не в жестких указаниях, но в силе воздействия на души и сердца людей. Слово Божие — это слово от Духа, а потому «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
Это слово, дышащее любовью к человеку, и покоряло тех, кто слушал Господа, показывало, что Он — истина, и через Него видели, что такое ложь. Его слово указывало путь к свету, путь к Божественной правде. С таким дерзновением говорили и апостолы Христовы, принявшие Духа Святого в Сионской горнице, с такой силой учили и многие отцы Церкви. Таковому свидетельству об Истине надлежит отныне подражать и тебе. Дар, полученный тобой свыше в таинстве хиротонии, пусть будет залогом успеха предстоящей тебе миссии.
Не уставай возгревать сей дар непрестанной молитвой ко Господу, а более всего — жизнью в согласии с Евангелием, искренним стремлением на деле исполнить Божии заповеди. Внимая замечательному призыву святителя Игнатия Брянчанинова — твоего небесного покровителя в монашестве, стань, прежде всего, епископом своего сердца, ибо епископ в переводе на русский означает блюститель, а значит, по слову святителя Игнатия, блюди свое сердце, приноси Христу в жертву помышления и чувствования, освященные Духом (свт. Игнатий Брянчанинов. Речь при наречении во епископа, 25 октября 1837 г.). Тогда и слово твое, обращенное к людям, исполнится силою и убедительностью, ибо будет исходить не только от академической учености, но и от сердца, и от личного духовного опыта.
Нередко приходится слышать вопрошания: существует ли некий идеальный образ архипастыря, есть ли какой-нибудь обязательный набор личных характеристик, необходимых епископу?
Идеальный образ, конечно, существует, и его нам являет Сам Христос. Памятуй об этом Великом Первообразе, подражай Ему в неустанной проповеди Правды Божией, в сострадании и милосердии, в жертвенной любви к людям и деятельной заботе об их духовном состоянии.
Нравственные требования к будущим архипастырям весьма высоки и строги. Но дело не в какой-то особой совокупности человеческих качеств, которыми должен обладать каждый архиерей. Образ достойного епископа — это не только сумма необходимых для его служения добродетелей. Настоящего архипастыря среди прочего отличает очень важная способность: он умеет сделать Евангельское послание актуальным и ценным для современного человека. Подобно тому как апостолы несли миру радостную весть о Восставшем от гроба Спасителе, так и епископ призван в единстве с Церковью смиренно, мужественно и убедительно свидетельствовать ближним и дальним о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе, продолжая великое апостольское служение — быть свидетелями Воскресшего даже до конца земли.
Премудрым Промыслом Божиим ты начинаешь новое поприще своего служения в день, когда Святая Церковь торжественно празднует Вход Господень в Иерусалим. Завершая Свою проповедь на земле, Спаситель вошел в Святый град, дабы вступить на путь крестоношения — путь, исполненный великих страданий и скорбей.
Вот и тебе предстоит принять на себя крест архипастырства. Но да не устрашится сердце твое. Подражай Тому, Кто с кротостью и спокойствием вошел во Иерусалим, и да будет кротка и спокойна душа твоя в духовной и нетленной радости о Спасителе, в уповании на Его благодатную и всеукрепляющую помощь и утешение.
Ты направляешься на епископское служение в новообразованную Армавирскую и Лабинскую епархию. Устраивай жизнь во вверенном твоим попечениям уделе так, чтобы должным образом исполнялись решения Соборов нашей Церкви, связанные, в частности, с организацией на приходах катехизаторской, просветительской, социальной, миссионерской деятельности, а также работы с молодежью. Прибегай к помощи активных мирян, привлекая их к участию в различных благотворительных, образовательных и иных социально значимых церковных проектах. Научай свою паству твердо стоять в истине Православия, оставаться верным Христу во всех обстоятельствах жизни, являть образец деятельной любви к ближним.
Ответственное архипастырское служение тебе предстоит совершать в тесном соработничестве и духовном единомыслии с главой Кубанской митрополии — Преосвященным митрополитом Исидором. Пусть епископство твое будет добрым примером неукоснительного следования данной тобою ныне архиерейской присяге, смиренного послушания воле Создателя и решениям священноначалия, а также образцом хранения церковного единства.
Прими от меня жезл сей как знамение крестной силы и премудрости Божией (1 Кор. 1:18;24), даруемой тебе для совершения предстоящего епископского служения, и благослови людей, молившихся ко Господу о ниспослании тебе обильных щедрот и милостей в твоих трудах в Винограднике Христовом. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси