Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине
Версия для печати
27 апреля 2014 г. 22:29

27 апреля 2014 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине (г. Москва) и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Многочтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодняшний воскресный день — особенный, первый после Пасхи. Именно в этот день мы говорим, может быть, о самом главном, что превращает жизнь человека, обычную жизнь, в непреходящую ценность в глазах Божиих и в собственных глазах человека.

Известное повествование об уверении Фомы, того самого апостола Фомы, который не поверил, когда ему говорили ученики, что явился воскресший Христос, несет в себе очень много смыслов. И завершается евангельский отрывок (Ин. 20:19-31), который мы сегодня слышали, замечательными словами о том, что всякий, кто верует, что Иисус есть Христос и Сын Божий, будет иметь жизнь в Нем. То есть через веру в Господа Иисуса Христа, через веру в Бога человек обретает возможность жить в Боге, то есть жить вечно. Он обретает возможность через общение с Богом быть с Ним навсегда.

Господь не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно делать какие-то конкретные дела, например, построить или создать что-то, что потрясло бы сознание людей, совершить научные открытия, невероятные прозрения в области мысли, замечательные произведения искусства. Он не сказал о том, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно иметь человеческую власть и использовать ее во благо. Он не сказал, что для того, чтобы иметь жизнь в Нем, нужно быть могущественным человеком, сильным, богатым, преуспевающим. Он сказал только одно — что тот, кто верит, что Иисус есть Христос, то есть Спаситель, и Сын Божий, тот будет иметь жизнь во Христе, в Боге. Значит, вера является той самой силой, которая способна нас ввести в вечность, и никакой другой силы, никакой другой добродетели, никакого иного гуманистического измерения жизни недостаточно для того, чтобы обрести вечность в Боге, только вера имеет значение.

Сколько существует мир, столько существует и вера. Даже те люди, которые сбивались с пути истинного богопознания под воздействием разных ложных философий или неправильно понятого человеческого опыта, обожествляли то, что Богом не является. И те имели в сердце веру. Но такой веры недостаточно. Нужно верить в то, что Иисус есть Христос и Сын Божий.

Верить всегда непросто. Как замечательно сказал об этом Василий Великий: всякое слово Божие — это истина, исполненная силой, хотя природа нередко уверяет нас в обратном. Потому вера — есть великий подвиг (см.: Святитель Василий Великий. Нравственные правила. Правило 8: О вере, и несомненности глаголов Господних).

Эти слова Василия Великого, который был чрезвычайно просвещенным, ученым человеком, прекрасно знавшим античную философию, бывшим на высоте тогдашней этичной мысли, так ясно формулируют, что означает верить.

Верить означает нередко идти против здравого смысла, против человеческого опыта, против закона природы. Потому что природа уверяет нас нередко в обратном. Почему Фома не поверил со слов апостолов? Да потому что природа уверяла в обратном: не может воскреснуть человек, он умирает, его тело разлагается, распадается на молекулы, исчезает. Как может воскреснуть человек? Это было против опыта Фомы, как и против опыта абсолютного большинства людей, живущих и живших на земле. И потому он говорит эти страшные слова: пока не вложу свои пальцы в язвы от гвоздей, пока не осяжу руками ребра Его, не поверю; мне нужны доказательства, которые утвердили бы меня в том, что Христос Воскрес. И когда является Спаситель, Он просто говорит: осяжи Мое Тело, и не будь не верен, но верен; и блажен тот, кто верит, не видя, не зная.

Вера есть некая особая сила, присущая человеку. Это сила ума, сила воли, сила чувств. Вера вбирает в себя все потенции человеческой личности, все то, на что способен человек. Потому что увидеть то, что лежит вне человеческого опыта, прозреть то, что прозреть невозможно в личной жизни, можно лишь при огромном внутреннем напряжении, концентрации сил, ибо это великий подвиг, говорит Василий Великий.

Почему же Господу было угодно, чтобы именно вера определяла спасение человека, чтобы от веры зависело его спасение? Да именно потому, что вера — такое состояние человека, которое требует отдачи всех сил. Каждый, кто сильно молился хотя бы один раз в жизни, например, перед страхом смерти, или вымаливая жизнь у несчастных, безнадежно больных близких родственников, своих родителей и детей, знает, что означает подвиг истинной молитвы. Христос, молившийся в Гефсимании, проливал кровавый пот. Можно себе представить, как напряжены были Его человеческие силы, когда он молился с такой отдачей!

Вера требует этой концентрации сил. Потому она и является непременным условием нашего спасения. И хотя святитель Иоанн Златоуст и говорит, что Бог не хотел, чтобы спасение человека происходило без его человеческих усилий, а потому и потребовал от нас веры как непременного условия участия человека в деле спасения, в словах Златоуста скрывается мысль о том, что, конечно, не вера человека спасает, а Сам Бог, но для того, чтобы стать тем объектом Божественной миссии спасения, который способен эту миссию воспринять, человек должен верить.

Сколько существует мир, столько существует вера, и столько же существует неверие. И у неверия очень понятные объяснения. Предельно ясно, почему человек не верит. Если он опирается только на знания и на опыт, то всё, что превышает его знания и опыт, он отрицает. Есть такая пословица: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. И нередко произнося или даже не произнося эти слова, человек отрицает саму возможность существования того, что лежит за пределами его опыта, точь-в-точь повторяя соделанное Фомой. Воскресение лежало вне опыта Фомы и он не поверил. Может быть, не поверили бы и другие апостолы, кстати, если бы они тоже отсутствовали. Неизвестно, как и кто из них повел бы себя в этой ситуации, уж столь неожиданной, столь поразительной была весть о том, что воскресший Христос пришел к апостолам.

Иногда, оправдывая свое неверие и неверие своих детей, особенно, неверие молодежи, мы говорим: «Да, в наше время, знаете, трудно верить». А почему в наше время трудно верить? Человечество в каждую эпоху создавало какие-то продукты, которые можно отнести к результатам цивилизационного развития. А разве пирамиды египетские не поражали воображение? А ирригационная система Нижнего Нила разве не завораживала умы людей? Сложнейшая система оросительных каналов, которую мир не знал. А появление бумаги? А появление письма? А знания астрономии? А познания в медицине? Разве не поражали они воображение людей? Никогда не следует ссылаться на эпоху, подчеркивая, что, мол, достижения современной эпохи особым образом препятствует человеку верить в Бога. Это абсолютное заблуждение.

То, что происходит в мире, то, что является производным от человеческого образования, ума, организации, вложения финансов, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не плывет просто в общем потоке, по воле волн. Но если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, всё это никак не может повлиять на его веру или даже на его безверие.

Мы должны помнить, что вера там, где внутреннее напряжение, концентрация, где есть мысль и где начинается реальный опыт соприкосновения человека с иным миром. Этот опыт бывает разным. У Фомы это был опыт физического соприкосновения с воскресшим Телом Спасителя. У большинства людей нет такого опыта, но есть опыт молитвы. Это самый сильный опыт, когда в ответ на нашу просьбу Бог нам посылает то, о чем мы Его просим.

Невероятно сильный опыт заложен во всей человеческой жизни. Если внимательно посмотреть на то, как тот или иной человек жил, что происходило в его детстве, в юности, в зрелые годы, то каждый может увидеть на себе руку Божию не только в достижениях и победах, но в поражениях и страданиях. Только нужно научиться взирать на свою собственную жизнь с высоты птичьего полета, постараться видеть причинно-следственные связи, приведшие к тем или иным событиям. И тогда откроется нам рука Божия и в нашей жизни, как открывается она в истории народов и, для нас с вами, в истории нашего многострадального Отечества.

Нужно, действительно, почти ничего не понимать и не видеть, чтобы отрицать, что рука Божия, несомненно, с нашим народом. Она проводила его через радости, через скорби, через трагедии, через очистительную силу страданий для того, чтобы в XXI веке этот народ, наш народ, народ святой Руси, являл всему миру пример духовного возрождения  и сильной веры, на которую никак не влияют продукты современной цивилизации.

Дай Бог, чтобы благодать Божия, которая является нам в нашей жизни, укрепляла нас, в том числе, и на путях богопознания, укрепляла нашу веру, а через веру — давала надежду на жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина