29 апреля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на совместном заседании рабочей группы при Президенте РФ и Организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Хотел бы сердечно приветствовать всех участников нашей встречи — совместного заседания рабочей группы при Президенте России по подготовке празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и Организационного комитета Русской Православной Церкви, созданного с этими же целями.
Это наше первое совместное заседание, поэтому хотелось бы, с одной стороны, подвести некую черту под тем процессом подготовки, который уже был осуществлен, быть может, поговорить о вопросах, которые у нас остаются еще открытыми, и наметить план действий, связанных с этим замечательным событием — празднованием 700-летия Преподобного. Событие, которому посвящено нынешнее совместное заседание, имеет и общецерковное, и общегосударственное значение. Это действительно событие национального масштаба, и я хотел бы несколько именно слов сказать о том, почему это так.
У каждого народа есть в истории страницы, которыми он особенно дорожит, о которых любит вспоминать и рассказывать. В этих рассказах выражается искренняя любовь к отечественной истории, почтение к отдельным ее героям и персонажам. В них находят свое воплощение национальные идеалы — то, к чему устремлены желания и помыслы народа. Сегодня многие задаются вопросом: а что является идеалом нашего народа? И я хотел бы привести замечательные слова Владимира Сергеевича Соловьева — самого выдающего, я считаю, русского философа конца XIX — начала XX века:
«Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе, англичанин с любовью вспоминает о старой Англии, немец с гордостью говорит о немецком порядке и надежности, русский же человек, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит о Святой Руси». Вот идеал, подчеркивает философ, — не либеральный, не политический, не эстетический, а нравственно-религиозный. Если эту идею мы облечем в совершенно конкретную современную жизненную философию, то мы и обретем ценностный фундамент нашей национальной идеи.
Я высоко ценю высказывания о русском народе, который произнес наш президент Владимир Владимирович Путин на недавней встрече со средствами массовой информации. Это была, на мой взгляд, очень важная речь. Впервые глава государства говорил о фундаментальных, ценностных основаниях национальной жизни. И если перевести все это на язык, которым я сейчас обращаюсь к вам, то речь идет действительно не о либеральном, не политическом, не эстетическом, а нравственном, духовном и ценностном основании нашего национального бытия.
Именно святость как нравственный идеал является важнейшей категорией, определяющей народное восприятие образа идеальной личности в истории. Для русского народа такими идеалами являются и святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, и благоверный князь Александр Невский, и князья Дмитрий Донской и Даниил Московский, и многие другие святые. Зримым воплощением такого идеала был и остается преподобный Сергий. Собственно говоря, этот идеал и вошел в нашу культуру, в том числе через литературу — как средневековую, так и классическую; он сформировал образ положительного героя нашего народа. И как важно, чтобы этот образ не был растворен теми различными подходами к истории, теми различными взглядами на нашу национальную жизнь, которые иногда дерзко врываются в наше национальное сознание и пытаются разрушить эту ценностную основу.
Преподобный Сергий являл своим современником живой образ того, как забота о спасении, как она описывается в учении Церкви, может стать делом общественно-значимым. Ведь вокруг такого человека, делящегося своим богатым духовным опытом с окружающими, спасается множество людей. А что значит спасаются? Они идут тем же путем. А если люди идут одним путем, это не что иное, как система национальной солидарности. И сила нашего народа в том, что идеей, формировавшей национальную солидарность, была высочайшая идея нравственного совершенства человеческой личности, которую мы называем словом «спасение».
Благодатным воспитателем народного духа назвал преподобного Сергия историк Василий Осипович Ключевский. В непростое для нашего Отечества время Преподобный вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовно пробудил народ, который после многолетнего изнурительного ига начал терять всякую надежду на освобождение, поддаваться отчаянию, унынию, безразличию, подозрительности, пытаясь создавать локальные системы безопасности, что и усугубило междоусобное феодальное дробление Руси. Ведь что можно было сделать в условиях, когда практически все русские княжества были вынуждены покориться врагу, платить унизительную дань, когда почти вся страна была разграблена и сожжена, когда князья должны были за продлением своих властных полномочий и разрешением спорных вопросов ехать к хану и искать у хана поддержки для борьбы со своими братьями?
Конечно, можно было смириться с такой участью, привыкнуть, принять эти правила игры, а значит, надолго остаться в рабстве на своей собственной земле — или, наоборот, не подчиниться сильному противнику и начать процесс освобождения. В конце концов, привыкнуть можно даже к плохому. В какой-то исторический момент, действительно, требовалось выждать, чтобы восстановить силу и собраться с духом. Но всегда так продолжаться не могло, потому что если слишком долго привыкать к плохому, то плохое начинает формировать образ жизни, образ мысли и окончательно поработит не только личность, но и общество, народ.
Святой Сергий не только вернул людям надежду, вдохновив князя Дмитрия противостать объединенному войску хана Мамая на Куликовом поле. Лаврский наставник показал, что послушание воле Божией заключается не в безусловной личной пассивности, не в чувстве обреченности, безысходности, в равнодушии к происходящему, но в готовности и решимости мужественно защищать правду Божию, оставаясь до конца верным Евангелию. Ведь политическая сила по-настоящему прочна и крепка, когда основывается на силе нравственной, на силе Божественного закона, ибо Бог не в силе, а в правде.
Как часто сегодня говорят о необходимости связывать нравственность с политикой! Но все это остается пустым звуком, если не преломляется через внутренние убеждения — те самые убеждения, которые реально определяют поведение человеческой личности.
«Любовью и единением спасемся» — звучат из глубины столетий слова преподобного Сергия Радонежского. Этот совет Игумена земли Русской актуален и в наше время. Только единением и любовью можно преодолеть ненавистную рознь мира сего. Бережно хранить это духовное единство призваны и народы — наследники исторической Руси. Хранить, невзирая на сложность и запутанность политической конъюнктуры, внешних противоречий и неоднозначных обстоятельств.
Надеюсь, что год празднования знаменательного юбилея Преподобного станет не только временем торжеств и различных праздничных церковно-общественных мероприятий, но и временем осмысления богатого духовного наследия, оставленного этим великим Божиим угодником нам, его духовным чадам XXI века.
Этап подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия, как я уже сказал, практически завершен. На данном этапе были проведены основные ремонтно-реставрационные работы на объектах, связанных с именем Преподобного, разработаны комплексные программы юбилейных торжеств на международном, общероссийском, региональном уровнях, положено начало системной просветительской работе.
Отрадно отметить, что в процессе подготовки активно участвовали самые широкие слои общества, органы государственной власти и представители бизнеса. В рамках духовно-просветительского направления празднования полагал бы весьма полезным и целесообразным использовать систему образования в нашей стране. Мы должны все эти замечательные импульсы, все эти мысли, которые возникают при соприкосновении с жизнью, опытом, учением преподобного Сергия, передать нашему молодому поколению. Поэтому мне кажется, было бы очень полезным проведение во всех российских школах единого урока, посвященного жизненному опыту преподобного Сергия Радонежского, его вкладу в историю Русской Православной Церкви и в отечественную культуру.
К сожалению, очень скромным было информационное сопровождение подготовки к юбилейным торжествам. Я хотел бы подчеркнуть, что не только сам факт, само событие имеют значение, но и то, как мы к ним готовимся. Обращаясь к людям, которые участвуют в строительстве храмов, я всегда говорю: важно не только храм построить — сам процесс возведения храма меняет человека, участвующего в этом, меняет атмосферу в семьях тех, кто вовлечен в жизнь местных общин. Думается, нам следует активизировать работу в данном направлении с привлечением имеющихся федеральных, региональных и церковных информационных ресурсов. Очень скромным было это сопровождение. События важные, а они не получали общенационального освещения.
Важной задачей в связи с достойным празднованием юбилейной даты является и завершение строительства комплекса общежитий Московской духовной академии, которая отмечает в октябре этого года 200-летие пребывания в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Основной вклад в строительство общежития внес Попечительский совет Академии, а также Одинцовский район Московской области. И сегодня на заседании присутствуют члены Попечительского совета, руководство Московской области, и есть надежда, что общими усилиями мы сможем оказать содействие Московской духовной академии в проведении запланированных торжественных мероприятий. Конечно, строительство общежития — это частный момент, но я уже не раз говорил: мы не можем формировать ядро духовных наставников России в условиях, которые не способствуют целостному формированию личности, включая не только духовное, интеллектуальное, но и эстетическое измерение. Замечательно об этом говорили такие наши философы, как Николай Александрович Бердяев, который, характеризуя аристократизм как точку национального роста, подчеркивал, что мысли и прозрения неслучайно формировались в среде, которая воспитывала детей с рождения в эстетической обстановке, потому что гармония, эстетика влияет на формирование мышления. Поэтому мы должны создать достойные условия, чтобы быт не разрушал те усилия, которые употребляются сегодня для формирования духовенства XXI века. И я считаю, что это хоть и частное, но очень важное дело — завершение строительства достойного общежития Московской духовной академии. Кроме того, мы тем самым завершаем ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и все те участки, которые можно назвать серой зоной внутри Лавры, приводим в должный вид. Вот такую философию мы должны вложить в наши усилия по восстановлению Лавры и особенно по восстановлению тех участков, которые более всего пострадали за годы лихолетья.
Пользуясь случаем, хотел бы сердечно поблагодарить всех собравшихся за уже проделанную работу, за искреннюю готовность к взаимодействию и сотрудничеству. Каждый из нас вносит свой значимый вклад в подготовку и в проведение данного юбилейного празднования. Немало вопросов нам еще предстоит решить, однако надеюсь, что совместными усилиями мы сможем не только добиться внешнего благолепия и высокой торжественности праздничных мероприятий, но и привлечь внимание наших современников, в первую очередь молодого поколения, к личности преподобного Сергия, к его духовному подвигу, к его жизненной философии, а через это — к истории Отечества, к глубокому осмыслению духовных истоков нашей культуры.
Благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси