Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ценности и жизнь: новые законы, ситуация на Украине, выборы в Общественную палату

Ценности и жизнь: новые законы, ситуация на Украине, выборы в Общественную палату
Версия для печати
12 мая 2014 г. 15:56

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 10 мая 2014 года.

Возлюбленные в Господе братья и сестры, дорогие друзья, Христос воскресе!

Поговорим сегодня, против обыкновения, о нескольких темах, которые имеют отношение к ценностному измерению нашей жизни и общественных процессов. В России вступают в силу законы, которые в некотором смысле структурируют общественное пространство — в том числе пространство обмена мнениями и репликами между людьми в средствах массовой информации и в Интернете.

Категорически неправы говорящие, что новые технические средства человеческого общения должны порождать некую новую мораль. Что общение в Интернете, общение через компьютерные программы и сети должно отличаться от вековых, а на самом деле вечных норм человеческого общения, которые помогают обществу быть лучше и которые даны вечным и неизменным Богом. На самом деле, общаются ведь не компьютеры и не программы. Общаются в Интернете, в мире электронных СМИ люди. И значит, чтобы оставаться людьми, чтобы поддерживать нормальную общественную жизнь, надо придерживаться тех нравственных норм, которые Господь — именно Господь, а не сами люди — определил для того, чтобы общество могло жить достойно в нравственном отношении.

Мне много раз приходилось говорить о том, что анонимность в Интернете ничем не лучше появления в том или ином общественном месте человека в маске, человека, чьи намерения не очень понятны, человека, который явно скрывает свою личность для того, чтобы не быть опознанным, чтобы не быть разоблаченным в том или ином преступном намерении. Человек, скрывающий свою личность, за исключением некоторых моментов, вызывает обоснованное подозрение. И когда нам пытаются сказать, что изменение технических средств и технических каналов общения должно означать изменение морали, а появление Интернета должно означать, что теперь анонимность должна быть чем-то хорошим, — в этих утверждениях видится некоторое лукавство. Общаются, еще раз хотелось бы подчеркнуть, не компьютеры, не программы, а люди. И поэтому очень правильно, что в нашем обществе начинают постепенно понимать — не только законодатели, но и сами блогеры, с которыми я недавно встречался, — что анонимность все-таки противоестественна. Блогеры-тысячники теперь должны регистрироваться в особом реестре Роскомнадзора, на них будут распространяться требования закона о СМИ, они не должны допускать распространения гостайны, нецензурной брани и другого запрещенного законодательством контента, обязаны выполнять правила предвыборной агитации, а также проверять размещаемую информацию о частных лицах и незамедлительно удалять недостоверную.

Еще один закон, который сейчас вступает в действие, — это закон об усилении ответственности за нецензурную брань в СМИ, как печатных, так и электронных. Известно, что по поводу этого закона есть разные суждения. Известно, что иногда люди прорываются в радиоэфир через звонки только для того, чтобы грязно выругаться, в чем-то обвинить в нецензурных выражениях ведущего радиопрограммы, политического оппонента или человека другой национальности. Я как человек, который много лет ведет радиопрограммы, знаком с этой проблемой. Иногда действительно приходится обрывать звонок, потому что человек нецензурно выражается. Будем надеяться, что в таких случаях применение закона будет достаточно разумным. Что хулиган, который звонит на ту или иную радиостанцию, не будет причиной ее закрытия или каких-то неоправданно жестких мер. С другой стороны, сегодня техника позволяет выявить такого хулигана и все-таки применить закон, адресованный в том числе частным лицам, физическим лицам, которые оказываются виновны в описанных мной правонарушениях.

Будем надеяться и на то, что этот закон никак не будет использован для политического ограничения свободы слова и для того, чтобы из радиоэфира исчезли прямые звонки, чтобы исчезла возможность написать комментарий в том или ином СМИ. Это очень хороший канал обратной связи между руководителем СМИ или журналистом, с одной стороны, и обществом — с другой. Это дополнительный и очень важный канал связи между властью и обществом. Это  возможность высказаться, и надо заметить, что активная часть нашего общества сегодня достаточно адекватно представлена в тех людях, которые звонят на радио и на телевидение, озвучивают те или иные мысли, задают те или иные вопросы.

Неслучайно владыка митрополит Волоколамский Иларион в связи с принятием упомянутого закона сказал, что нецензурная брань (не хочется называть ее «матерной», некоторые православные люди критикуют само это слово, оскверняющее слово «мать») не должна присутствовать в любых общественных местах. Трудно с этим не согласиться. Нужно добиться того, чтобы подобного рода ругань была исключена в принципе из общественной жизни, из культуры или даже псевдокультуры, из переписки людей, которая может стать достоянием других. Давайте позаботимся вместе о том, чтобы язык, а значит сама общественная атмосфера, очистились от явления, убивающего душу и часто с младых ногтей оскверняющего нравственное самосознании человека. Отражая наши ценности в языке и в общественном пространстве, мы очень быстро сможем понять, насколько это работает. Насколько это меняет не только окружающий мир, но и все жизненные установки нашего народа и значит — его историческую судьбу. Некоторые говорят, что такие перемены невозможны. Нет, они более чем возможны и история России последних полутора десятилетий прекрасно это показывает. Мы можем менять свою жизнь, в том числе через изменения в языке, в культуре и в быту.

Ценностное изменение все в большей степени просматривается в ситуации на братской Украине и в дискуссиях, окружающих эту ситуацию. Мы знаем, что совсем недавно произошла страшная трагедия в городе Одессе: погибли десятки людей. Погибли, судя по всему, по злой воле кого-то, кто находился в городе в это время. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выражая соболезнования в связи с этой трагедией, сказал следующее: «На глазах всего мира совершено чудовищное преступление, с которым не могут смириться ни сердце, ни разум… Да не повторится никогда эта ужасающая трагедия, напоминающая о самых страшных страницах истории человечества».

Люди умерли ужасной смертью. И картины обезображенных тел, картины, связанные с пожаром в Доме профсоюзов в Одессе, не просто тронули сердца людей, которые видели все происходившее по телевизору и в Интернете, но и в какой-то степени изменили менталитет значительной части нашего общества. В эти дни ко мне подходили люди — после богослужения, во время тех или иных мероприятий — и говорили: «Наша жизнь изменилась». Очень многие из тех, кто привыкли за последние несколько десятилетий — по крайней мере, здесь, в Москве, и в некоторых других крупных городах — считать, что жизнь сосредоточена вокруг потребительских ценностей и так было и будет всегда, вдруг поняли, что жизнь — это достаточно хрупкая вещь. Вдруг поняли, что мир и спокойствие, которыми привыкли наслаждаться эти люди, это не что-то, что является вечной данностью жизни, а что-то, что может быть очень легко потеряно. И значит, происходит отрезвление. И значит, люди вдруг начинают ощущать, сколь многое зависит в жизни от Бога и от умения остановиться перед страшным применением насилия, от умения  соотнести свою жизнь с вечными ценностями, с Божией волей. Убежденность в стабильности обывательского мира, в стабильности так называемого «общества потребления», вдруг оказывается опрокинутой трагическими событиями. События эти ужасны, но, может быть, не случайно они дают многим людям возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и сопоставить ее с вечностью.

Вот, что было сказано в Патриаршем соболезновании митрополиту Одесскому Агафангелу: «Страшное испытание, пережитое в святые пасхальные дни, да укрепит нас в верности пути наших святых — равноапостольного Владимира и преподобного Сергия Радонежского, Киево-Печерских угодников и преподобного Серафима Саровского, бесчисленных новомучеников Церкви Русской и преподобного Кукши Одесского; в верности тем христианским духовным и нравственным ценностям, которыми только и может быть спасен народ Украины». В заявлении в связи с обострением гражданского противостояния на Украине Святейший Патриарх вновь говорит о ценностях, напоминая, что он молится об исцелении страны, об умирении вражды, о том, чтобы более не проливалась кровь. Его Святейшество свидетельствует о своей молитве об исцелении страны, об умирении вражды, о том, чтобы более не проливалась кровь и чтобы насилие навсегда прекратилось. Святейший Патриарх говорит, что ответственность за происходящее ныне ложится в первую очередь на тех, кто вместо диалога прибегает к насилию. Особую обеспокоенность, согласно заявлению Его Святейшества, вызывает применение в гражданском противостоянии тяжелой военной техники, а также тот факт, что причиной применения силы нередко становится приверженность к политическому радикализму, отрицание за гражданами права выражать свои убеждения. И вот дальше Святейший Патриарх вновь говорит о ценностном измерении путей к выходу из кризиса, к возвращению мира и к прекращению гражданского противостовяния.

«Украина, — пишет Святейший Патриарх, — может исцелиться и идти по пути созидания достойной жизни своих граждан, лишь будучи общим домом для людей разных политических убеждений, во многом отличающихся друг от друга. Альтернативы диалогу нет. Необходимо, пока еще есть такая возможность, услышать друг друга и постараться не только разрешить нынешние противоречия, но и обновить верность христианским духовным и нравственным ценностям, которые сформировали народ Украины, обогатили его мудростью и правдолюбием. Верю: именно эти ценности помогут сегодня найти путь к миру и справедливости, без которых немыслимо достойное будущее страны».

Когда Церковь призывает к миру и признает тот факт, что на Украине есть люди разных политических взглядов, разных языковых предпочтений, разного этнического происхождения, разного понимания будущего страны, это не означает тотального релятивизма, тотального безразличия к тому, что будет с народом, как он сделает свой мировоззренческий и ценностный выбор. Христианские ценности, может быть, разделяются не всеми жителями Украины. Среди людей других традиционных религий, впрочем, немало тех, кто в общественном измерении своей деятельности придерживается близких нравственных ценностей. Совершенно очевидно, что народ Украины — это народ, приверженный традиционным ценностям, вечным ценностям. Это по преимуществу христианский и по преимуществу православный народ. Я хорошо знаю, что среди людей, придерживающихся разных политических взглядов — от коммунистов до «Правого сектора», от самых левых до самых правых — большинство хотело бы совершенно определенно видеть Украину верной христианским ценностям. Кто-то может сказать, что они разделяются 100 % членов общества, но на самом деле, и об этом пишет Святейший Патриарх, именно эти ценности и только они могут сегодня объединить. Потому что люди, находящиеся сегодня по разные стороны баррикад, люди, которые могут диаметрально расходиться, быть противоположными друг другу в области политических убеждений, способны примириться на основе общих ценностей. Более того: сегодня примирение может произойти скорее не на почве общих прагматических интересов, не на основе заботы только о том, чтобы избежать войны и устроить общую жизнь на базе тех или иных экономических предпочтений, а именно на основе христианских ценностей. Решимость построить именно на основе этих ценностей будущее страны может быть основой для диалога и для выработки взаимоприемлемых решений, а значит, для того самого справедливого мира, о котором пишет в своем заявлении Святейший Патриарх Кирилл.

Еще об одном хотелось бы кратко сегодня сказать. Идут выборы в Общественную палату от общественных объединений. Эти выборы совершаются через Интернет, на сайте общественной палаты oprf.ru и на сайте Российской общественной инициативы. Имеет место достаточно высокий уровень соревновательности. На несколько десятков мест претендует несколько сотен человек. И сегодня у каждого, кто имеет регистрацию на портале государственных услуг, есть возможность проголосовать, в том числе за тех кандидатов, которые близки к Церкви, которые являются православными христианами, известными своей общественной деятельностью. Еще раз хотелось бы подчеркнуть: голосование идет не так, как это бывает в Интернете, когда любой человек или даже машина могут подать сколько угодно голосов — иногда многие тысячи в течение одного дня. Человек может проголосовать только один раз за одного кандидата в рамках каждого из 14 направлений деятельности, которые представлены на сайте Общественной палаты, то есть можно посмотреть на списки по каждому направлению, и в каждом из 14 списков избрать одно имя, и за это имя проголосовать, введя те коды, которые даются человеку при обозначении своей личности на портале государственных услуг. Как зарегистрироваться на этом портале, если вы еще не зарегистрированы, можно также узнать на сайте Общественной палаты.

Среди кандидатов есть люди, которые занимаются православной общественной деятельностью. В рамках направления «Благотворительность, добровольчество и волонтерство, гражданское просвещение и патриотическое воспитание» можно проголосовать за Нину Борисовну Жукову, сопредседателя Союза православных женщин. В рамках направления «Общественная дипломатия, популяризации российских ценностей и поддержка соотечественников за рубежом» можно отдать голос за Александра Владимировича Щипкова, известного православного публициста, человека, который в советское время, вопреки тогдашней системе, свидетельствовал о своей вере, и сейчас свидетельствует о ней через тексты, которые Александр Владимирович размещает в разных СМИ. Есть и другие кандидаты: Максим Викторович Паршин, человек, который работает в Отделе Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества и занимается в том числе работой по просвещению мигрантов. Он зарегистрирован как кандидат по направлению «Гармонизация межнациональных и межрелигиозных отношений, поддержка гражданского мира и согласия». Вы можете также встретить среди кандидатов имена общественных православных деятелей, которые противостоят ювенальной юстиции — это Наталья Захарова, известная актриса, это Ирина Бергсет, активистка православного движения за права родителей. Вы можете встретить имя известного православного предпринимателя Сергея Рудова, члена Евразийского движения Валерия Коровина и целый ряд других имен, которые вы знаете, в частности, по программам телеканала «Союз». Тех у кого есть силы, время и желание, призываю помнить о том, что в течение мая месяца можно проголосовать за упомянутые кандидатуры или за любую другую кандидатуру, которая вам нравится. В Общественную палату уже избраны многие активные священнослужители и православные миряне. Будем надеяться, что их голос будет голосом приложения христианских ценностей к жизни нашей страны, к тем процессам, которые происходят в разных направлениях ее бытия.

Всем желаю мира, радости и помощи Божией во всех добрых делах. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Суд оставил наместника Святогорской лавры митрополита Арсения под стражей еще на два месяца

Международный правозащитный альянс назвал дискриминационным запрет на въезд Сербского Патриарха в Косово

Святейшему Патриарху Порфирию и группе архиереев Сербской Православной Церкви запретили въезд на территорию Косово и Метохии

Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14-30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября