В Русской Православной Церкви назвали подход Федерации еврейских общин России (ФЕОР) к преподаванию в школах знаний о традиционных религиях страны основанным на двойных стандартах.
«В высказываниях уважаемых руководителей ФЕОР (по поводу преподавания религии — Ред.), к сожалению, прослеживается двойной стандарт», — заявил «Интерфаксу» во вторник замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Так он прокомментировал резолюцию «Против обязательного преподавания в школах "Основ православной культуры"», которая обсуждалась на IV съезде ФЕОР в минувший понедельник и принятие которой запланировано на вторник.
В ней, в частности, отмечается, что ФЕОР считает преподавание в школах «Основ православной культуры» и основ других религий каждой по отдельности в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура» «крайне нежелательным явлением в условиях сложившегося в российском обществе религиозного и национального равновесия».
Это, по мнению авторов документа, «может стать толчком к разделению учеников в классе, последствия чего могут быть опасны не только для представителей неосновных религий России, но и для православия; это бомба на десятилетия вперед».
Федерация еврейских общин выступила за единый для всех предмет по основам мировых религий.
Как отметил отец Всеволод, на съезде ФЕОР также было сказано о 29 школах с еврейским компонентом.
«Как правило, речь идет о школах, имеющих государственную поддержку, или просто о государственных школах — например, это московские школы №№ 1311, 1621, 1871. В них преподается иудаизм. То есть речь идет об "обучении детей в стенах государственной школы преимущественно основам только одной религиозной традиции", против чего вроде бы выступают авторы резолюции. Но то, что государство этим школам помогает, я считаю правильным», — отметил он.
Но такую же возможность, подчеркнул священник, должны иметь и православные дети. И единственное место, где они реально могут изучать «Основы православной культуры», это, по его мнению, «общедоступные государственные школы, поскольку здания церковных общеобразовательных школ были изъяты большевиками и до сих пор не возвращены, а предложение тысячам детей разместиться в одном-двух тесных классах приходской воскресной школы может быть воспринято только как недобрая шутка».
Отец Всеволод согласился с тем, что в школах должны преподаваться базовые знания обо всех религиях, в том числе об иудаизме, «и сделать это можно в рамках курсов обществознания или истории».
«Но дети должны иметь реальную, а не гипотетическую возможность изучать основы именно своей религиозной культуры. У многих еврейских детей такая возможность есть, причем не при синагоге, а в школе с еврейским этнокультурным компонентом, то есть в школе общеобразовательной», — заявил собеседник агентства.
По его словам, такая же возможность и тоже в общеобразовательной школе должна быть «у православных, мусульманских, буддийских детей, а дети неверующих родителей могут изучать светскую этику».
«В нашем обществе есть мировоззренческие группы, взгляды которых существенно расходятся. Я бы негодовал, если бы школы с еврейским компонентом оказались бы лишены государственной поддержки или в них запретили бы преподавать иудаизм и стали бы предлагать маленьким иудеям на выбор одну из нескольких религий вопреки тому, чему их учат родители», — сказал отец Всеволод.
Однако, считает он, точно так же неправильно «навязывать православным детям религиозную индифферентность через курс, который говорит, что все религии придуманы людьми и который обходит стороной вопрос об истине и нравственной норме, то есть главный вопрос религии, вне которого разговор о вере с точки зрения религиозного человека просто невозможен».