Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 24 мая 2014 года.
Христос воскресе! Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья!
Сейчас Россия празднует Дни славянской письменности и культуры. Сегодня утром состоялось торжественное богослужение, во время которого многие архипастыри, пастыри, миряне нашей Церкви поздравили с днем ангела Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. А на Красной площади в Москве, так же как одновременно во многих других местах России с прямым включением на Красную площадь, состоялся праздничный концерт, который символизировал связь времен, связь различных эпох нашей единой истории. Концерт был посвящен, конечно же, памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, дню ангела Святейшего Патриарха, Дню славянской письменности и культуры. Но особое внимание во время концерта было уделено памятной дате в жизни нашего известнейшего композитора Александры Николаевны Пахмутовой, песни которой хорошо знает весь наш народ.
Эти песни относятся к разным периодам истории XX, а теперь уже и XХI веков. У нас одна история — советский период из нее не вычеркнуть, как не вычеркнуть и сложные времена, которое переживали Московское княжество, Русское царство, Российская Империя, Советский Союз, современная Россия… Песни, которые в разные периоды находили особый отклик в душе народа, всегда были связаны с нравственностью, с любовью, с чистотой помыслов, с теми смыслами, которые заложила в душу народа христианская культура. Песни Александры Пахмутовой и стихи Николая Добронравова, которые, как правило, служили поэтическим материалом для этих песен — на самом деле глубоко связаны с христианской нравственной культурой, с той культурой, которую принесли нам святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Об этой культуре, о ее духовном, нравственном, глубинном, мировоззренческом, общественно значимом смысле постоянно говорит Святейший Патриарх Кирилл, которого мы сегодня поздравляем с днем тезоименитства. Об этой культуре говорят сотни наших иерархов, тысячи священнослужителей, миллионы мирян — кто-то через слово, кто-то своей жизнью, свидетельствуя делами о плодах этой культуры, которая неотрывна от православной веры и которая в ней укоренена. Эта культура объединяет разные периоды нашей истории, разные народы славянского и в целом православного мира.
Сейчас Россию посещает Святейший Патриарх Болгарский Неофит. И его служение в российских храмах, общение его и делегации Болгарской Церкви с верующими Церкви Русской еще раз свидетельствует о том, как велика наша духовная связь, которая основана на общей вере и общей культуре. Мы знаем, как широко почитаются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в Болгарии — кстати, праздник 24 мая был утвержден в России именно на основании болгарского опыта. И сейчас два народа, несмотря на политические различия, укрепляют друг друга в верности православному духовному наследию, в верности православному образу жизни, в верности той культуре, которую принесли в наши страны, в наши народы равноапостольные святые братья.
Сегодня нередко говорят, что культура — это нечто второстепенное, недостойное серьезного внимания. Дескать, главное — экономика и еще, может быть, военная сила и геостратегия. Новости культуры оказываются второстепенными на многих телеканалах и интернет-сайтах. Нам дают понять, что культура не решает судьбы мира. Так многие считают, так многие говорят. От марксистского мышления через мышление людей, воспитанных в духе так называемых идеалов рыночной экономики мы приучаемся, а кто-то уже и приучился думать, что деньги — главное. Кто-то добавит: оружие — главное. Кто-то добавит: главное — это политическая власть. Но любая культура связана с тем, что на самом деле определяет всю жизнь человека — с верой. И недаром культура, которая теряла веру или бросала вызов Богу, оказалась не так уж долговечна, как думали и говорили сторонники такой обезбоженной культуры.
Да, подобная культура часто становится политически очень заметна. Она присутствует в информационном пространстве того или иного периода, того или иного народа. Она может помогать или мешать кому-то достигать политических или иных земных целей. Но давайте внимательно посмотрим: много ли деятелей сиюминутной, политически ориентированной обезбоженной культуры, направленной только на чисто земные дела, запомнилось людям так надолго, как запомнились святые равноапостольные Кирилл и Мефодий? Может быть, можно назвать пять-шесть имен, но не больше. Я убежден, что и те, чьи имена больше всего на слуху в культурном пространстве начала ХXI века, вряд ли будут воспомянуты через сто лет, уж не говоря про отрезок времени во много веков, в тысячу лет и более.
Наша культура не случайно является столь устойчивой, значимой, способной пронести через многие века свое послание. Эта культура — не сиюминутная. Она связана с нравственным измерением. Она связана с тем содержанием жизни, которое не кончается с истечением временного бытия. В этой культуре, в православной культуре, высшее благо — правда Божия, единое на потребу — гораздо важнее, чем житейская самоуспокоенность, чем любые земные блага, чем приоритеты, которые расставляет мир сей. В этой культуре, в нашей православной культуре любовь важнее, чем деньги, чем власть, чем мирская самореализация личности. И мы эту культуру декларируем и проповедаем. И стремимся осуществлять ее как нечто важное не только для личной, но и для общественной жизни. Эта культура — не бесплатное или платное приложение к экономике или к борьбе за военное влияние, за власть и деньги. Эта культура является законом нашего бытия, который и должен определять наши подходы к экономике, или к военному делу, или к государственному устройству, или к той культуре с маленькой буквы, которая выстраивается как политика в области театра, кино, книгоиздания, информационной работы.
Православная культура, задающая смысл жизни, должна определять в ней и все остальное. Не случайно в проектах «Основ государственной культурной политики», которые сегодня разрабатываются и обсуждаются, серьезное место занимают нравственные ценности. Не случайно многие люди ополчились на эти проекты, считая, что никакой настоящей нравственности нет и быть не может, что нравственные нормы меняются, определяясь прихотью отдельных людей и социальных групп, а утверждать их как нечто незыблемое, как нечто, по крайней мере, долгосрочно значимое для людей — это ошибка, потому что через пять или десять лет придется менять все подходы к нравственности, а, значит, и подходы к присутствию нравственности к культуре.
Хочется надеяться, что проект, который сегодня обсуждается, не будет похоронен и не претерпит радикальных изменений, которые опять вернули бы культурную политику России к состоянию того нигилизма, той вседозволенности, того ложного приоритета свободы над нравственностью и жизнью человека, который имел место в 90-е годы. Культура связана с духовным и нравственным законом, Богом записанным в сердце человеческом как настоящее нравственное чувство, как совесть, как способность жить самому по Божией правде и устроять по этой правде жизнь окружающего мира. Мы не должны бояться жить по этому закону. Нам постоянно пытаются сказать — громко и настойчиво, иногда с угрозой: приспособьтесь к тем реалиям, которые сегодня на Западе объявлены культурно-политическим мейнстримом, приспособьтесь к «реальности»! Впрочем, большой вопрос, насколько именно эта реальность является настоящей реальностью, а не конструкцией, выдуманной немногими, чтобы оболванить многих. Тем не менее, нам подают эту реальность как якобы приемлемую для большого количества людей, и ставят ультиматум: приспособьтесь к ней или исчезните.
Иногда пытаются сузить пространство традиционного искусства. Так, в Москве пытаются постепенно закрыть театры, связанные с традиционной русской культурой, или ограничить их деятельность, найти способы сделать так, чтобы они лишались собственных зданий и перемещались из одного помещения в другой. При этом подчас говорится, что традиционные культуры, как и традиционная мораль, устарели, и нужно поскорее от них избавиться, чтобы идти в ногу со временем, приспосабливаясь к некоей новой мощной грозной реальности. Нам, правда, все это говорили уже в советское время — предлагая бежать за комсомолом, утверждая, что все идут в светлое будущее, а верующие люди остаются в темном прошлом. Но получилось-то по-другому! Та идея и тот культурный поток, которые были связаны с большевизмом, канули в небытие. И лучшие образцы творчества советского периода, о чем сегодня было сказано, основаны не на большевистском порыве, а на той вечной нравственности, которая связана с христианскими духовными смыслами.
Мы хорошо слышим то, что нам говорят: приспособьтесь, подстройтесь, станьте частью бегущего в светлое будущее якобы культурного мейнстрима, или, по крайней мере, ведите себя тихо. Не смейте вступать в общественные дискуссии, обсуждать различные культурные явления, влиять на разработку культурной политики государства. Вот на эти окрики и нашептывания нужно прямо сказать «нет». Мы не должны подстраиваться под выдуманную не нами «реальность». Мы должны определять то, что происходит в нашем обществе. Мы должны творить культурный облик нашего народа. Мы должны созидать реальность такой, какой ее видит православный общественный идеал. Мы должны не приспосабливаться к миру сему, а менять его по Божию закону.
Это может получиться, а может — нет. Мы можем быть успешными, а можем проиграть. Но окончательная победа все равно за теми, кто живет по Божию слову, по слову Христову, потому что вся та реальность, которая окружает нас сегодня, даже если она выглядит очень убедительной и мощной, не является окончательной, не является, по большому счету, настоящей.
Истинная реальность — та реальность, на которую нам нужно ориентироваться в жизни, — это реальность Божия Царства. Его образ нужно держать в сердце и в уме, когда от нас требуют подстроиться и приспособиться под культурный, идейный и политический «мейнстрим», заданный небольшим кругом современной западной элиты и теми элитами нашего государства, которые повторяют что-то за элитами западными.
Образ Царства Божия — образ той единственной реальности, которая имеет вечный характер — должен быть для нас главным, когда мы выстраиваем нашу жизнь, в том числе в области культуры. И никто не изменит, не устранит, не победит этой реальности, потому что — Христос воскресе. Воистину воскресе Христос!
Патриархия.ru