В Римско-Католической Церкви считают, что в последние годы отношения с Русской Православной Церковью улучшились и надеются, что встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Папой Римским Бенедиктом XVI все-таки состоится.
«Вскоре после того, как я был назначен на должность президента Папского совета по содействию христианскому единству (в марте 2001 года), в России были учреждены четыре католические епархии. Это вызвало серьезный кризис в отношениях с Русской Православной Церковью», — признал президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер в интервью журналу Our Sunday Visitor, сообщает «Интерфакс».
Между тем, продолжил он, с тех пор «ситуация улучшилась». «Больше нет льда, лед тает», — заверил представитель Ватикана.
«Мы придерживаемся мнения, что личная встреча между Папой и Патриархом Алексием II была бы очень полезной для дальнейшего развития наших отношений», — сказал он.
По словам кардинала Каспера, Папа и Патриарх «регулярно обмениваются письмами и поздравлениями и оба стремятся улучшить отношения».
Кардинал напомнил, что Московский Патриархат «никогда не исключал принципиальную возможность такой встречи, но говорит о том, что этому должно предшествовать решение ряда проблем, то есть проблем, которые они (Русская Церковь — Ред.) называют прозелитизмом и униатством».
«Мы работаем над решением этих проблем и надеемся, что сможем решить их, несмотря на то, что у нас разные подходы. В настоящее время Московский Патриархат заинтересован в сотрудничестве по вопросам, связанным с христианскими корнями и ценностями Европы», — отметил В. Каспер.
Он подчеркнул, что Католическая Церковь неоднократно заявляла, что «также не приемлет прозелитизм».
«Обращать православных в Католическую Церковь — это не наша политика или стратегия. Мы не проводим миссионерскую деятельность в России, как мы это делаем в атеистических регионах мира. Мы хотим сотрудничать с Русской Православной Церковью в миссионерской работе и евангелизации, в которой нуждается современная Россия после более чем 70 лет атеистической пропаганды и образования», — заявил В. Каспер.
Кардинал назвал «очень неожиданным» недавнее пожелание главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла упразднить четыре католические епархии в России, созданные предыдущим Папой Иоанном Павлом II.
«Во время недавнего визита в Рим он (митрополит Кирилл — Ред.) не затронул этот вопрос. Я думаю, что он тоже должен понимать, что Святой Престол не может и не будет отступать (в вопросе о четырех епархиях — Ред.)», — заявил иерарх.
По его мнению, «трудно увидеть качественную разницу между католическими епархиями в России и епархиями Русской Православной Церкви на Западе».
В. Каспер призвал Русскую Церковь проявить «ту же открытость», которую, по его словам, демонстрируют католики в отношении ее приходов и епархий в Западной Европе и Америке.
В 2002 году Ватикан принял решение о повышении уровня структур Католической Церкви, существующих на территории России в статусе апостольских администратур, до уровня епархий, что вызвало протест со стороны Русской Православной Церкви.
В декабре 2007 года митрополит Кирилл заявил, что в Русской Церкви никогда не согласятся и будут «постоянно оспаривать наличие на территории России ординарных епархий Католической церкви», считая их «вызовом нашей общей идее приверженности территориальному принципу церковного управления».
«Мы считаем случившееся ошибкой, которая наносит реальный ущерб православно-католическому диалогу и отодвигает возможность достижения нами общих целей», — заявил митрополит Кирилл, комментируя события 2002 года.
Он назвал неправомерными аргументы противников Московского Патриархата в данном споре, утверждающих, что Русская Церковь в Европе также имеет свои епархии, устроенные по тому же принципу, что и католические епархии в России.
«Епархии Московского Патриархата в диаспоре не являются ординарными. Они не связаны с местной юрисдикцией. Они созданы для пастырского окормления людей в диаспоре, у них нет строго определенных границ. Это в каком-то смысле необычные епархии, и мы это постоянно подчеркиваем в диалоге с католиками», — отметил представитель Русской Церкви.
По его словам, если в каноническом праве Православной Церкви было бы понятие апостольской администратуры, епархии Московского Патриархата в Европе так бы и назывались. «Но у нас есть лишь понятие диоцеза, то есть епархии», — добавил владыка Кирилл.