«Последние заявления Румынской Патриархии не дают Молдавской митрополии Русской Православной Церкви оснований для обольщения или самоуспокоения», — заявил 27 февраля 2008 года в интервью корреспонденту ИА Regnum епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл.
Ранее пресс-служба Румынской Патриархии заявила о том, что создание трех епархий на территории Молдавии, Приднестровья и Украины на данный момент не является приоритетным направлением для Румынской Православной Церкви.
«После заявления Румынской Ратриархии о том, что создание трех епархий в составе "Бессарабской митрополии" на данный момент не является приоритетным направлением для Румынской Православной Церкви, многие в Молдавской митрополии Русской Православной Церкви поспешили обрадоваться, решив, что румынские церковные и политические деятели, а также политики-унионисты в Кишиневе осознали пагубность решения Синода РумПЦ от 24 октября 2007 года, — продолжил епископ Маркел. — Однако впоследствии стало очевидно, что мы не имеем ни морального, ни конституционного права самоуспокаиваться. Даже если Румынская Патриархия и решила "повременить" с созданием этих епархий, само существование "Бессарабской митрополии" является фактором, который представляет собой "яблоко раздора". Это фактор, разделяющий молдавское общество и разводящий его по разные стороны баррикад. Существование "Бессарабской митрополии" не способствует консолидации молдавского общества и молдавской государственности. Действия РумПЦ направлены на то, чтобы лишить нас и церковного единства».
По его словам, нынешняя ситуация в контексте последних заявлений Румынской Патриархии действительно напоминает некоторое затишье. «Не хотелось бы думать, что это затишье перед бурей. Мы надеемся, что румынская сторона действительно осознала необходимость сделать шаг назад от решения Синода РумПЦ от 24 октября 2007 года, которое создает прецедент расшатывания мирового Православия», — сказал епископ Маркелл.
Говоря о позиции Молдавской митрополии, епископ Бельцкий и Фэлештский отметил, что она заключается в том, что на данный момент конфликт вокруг трех епархий «Бессарабской митрополии» нельзя считать исчерпанным. «Он не будет исчерпан до тех пор, пока правительство Республики Молдова не отменит решение о регистрации этих трех епархий. Это решение должно быть отменено. Если молдавское руководство найдет в себе смелость для того, чтобы исправить эту историческую ошибку, то тогда можно будет считать, что угроза уменьшилась. Кстати, отмена регистрации молдавским правительством трех епархий в составе "Бессарабской митрополии" никак не противоречит решению Европейского суда по правам человека о регистрации "Бессарабской митрополии" в Республике Молдова», — подвел итог епископ Маркелл.
Следует отметить, что в заявлении Румынской Патриархии также отмечается, что решение о признании трех новых епархий в составе «Бессарабской митрополии» было следствием решения Высшей судебной палаты Молдавии от 2004 года, в соответствии с которым «Бессарабская митрополия» была юридически признана историческим преемником «митрополии Бессарабии», которая функционировала на этой территории до 1944 года. После данного решения Высшей судебной палаты Молдавии три упомянутые епархии и Кишиневская архиепархия были официально зарегистрированы правительством Молдавии, а Синод Румынской Православной Церкви лишь благословил это решение, говорится в заявлении.
24 октября 2007 года в ходе заседания Синода Румынской Православной Церкви было принято решение о создании в составе Румынской Патриархии семи новых епископатов. В частности, в «Бессарабской митрополии» решено было создать Бельцкий епископат, епископат Южной Бессарабии с центром в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Руководитель пресс-службы Румынской Патриархии отец Костел Стойка заявил, что эти «епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих».
Молдавская митрополия Русской Православной Церкви назвала решение Синода Румынской Православной Церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три румынские епархии «прямым и агрессивным вмешательством в каноническую территорию другой церковной иерархии». «Провокационные действия Румынской Патриархии могут обернуться тем, что под угрозой окажется государственность стран, вовлеченных в этот церковный раскол», — отмечалось в декларации Синода Православной Церкви Молдавии.
Справка
После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви — то есть до возникновения, по решению Берлинского конгресса 1878 года, независимого государства Румыния и до получения Румынской Православной Церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году.
В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской Православной Церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил Синоду Румынской Православной Церкви протест.
В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви.
С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской Православной Церкви и получила название «Бессарабской митрополии».
В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Патриарх Румынский Никодим подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви.
В 1992 году Синод Румынской Православной Церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началом продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и «Бессарабской митрополией».
ИА Regnum/Патриархия.ru