7 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 800-летия Владимирской епархии. По окончании Литургии в Успенском соборе г. Владимира Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжеств, собравшимся на городской площади, с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Евлогий! Уважаемая Светлана Юрьевна, губернатор Владимирской области! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я сегодня с большой радостью вступил на древнюю Владимирскую землю. Не так много епархий пережили больше 500 лет своей истории. Владимирская епархия существует 800 лет. Это огромный срок, это юбилей, исполненный большого смысла. Достаточно представить, что произошло за эти 800 лет, чтобы понять, какова же сила нашей веры. Сдвигались государственные границы, враги пытались растоптать нашу землю, ее разрывали внутренние смуты, менялся политический строй, происходили глубинные перемены, в том числе такие, что предполагали полный отказ от нашего прошлого… Казалось бы, что может устоять в этой страшной мясорубке столетий, почти тысячи лет? Мы можем с уверенностью сказать: единственное, что сохранилось, — это наша вера. Иногда нам говорят: а почему нужно быть обязательно православным, какая разница, ведь можно быть кем-то еще? И мы отвечаем: это дело твоей совести, но если ты, рожденный в православной стране, от православных родителей, вдруг принимаешь решение не верить или верить иначе, то ты разрываешь связь веков, ты выпадаешь из великой традиции, которая силой духа пережила самые страшные исторические катаклизмы.
Вот почему, когда возникают трудности в стране, так укрепляется вера людей. Я вспоминаю послевоенный Ленинград. На весь город, тогда двухмиллионный, — всего 15 храмов. Но какие тысячные толпы стояли вокруг каждого храма! Как вы сегодня собрались, так собирался в послевоенном Ленинграде народ на большие праздники вокруг каждого храма. Почему? А потому что войну пережили, потому что на собственном опыте испытали силу и значение веры для сохранения не только своей жизни, но и для сохранения страны, народа, его культуры, его духовного стержня.
Сегодня за Литургией читался небольшой отрывок из письма, которое апостол Павел направил жителям Коринфа (1 Кор. 16:13-24). Это был процветающий портовый город, перекресток дорог между западом и востоком, где соединялись культуры, где практиковались разнообразные языческие культы, ― чего только не было в просвещенном и надменном Коринфе! Трудами апостола Павла там была основана христианская община, и вот, обращаясь к ней, апостол произносит слова, которые мы слышали сегодня во время Литургии. Обращаясь к коринфянам, апостол говорит, чтобы они бодрствовали, чтобы основывали свою жизнь на камне веры, чтобы были тверды и мужественны и чтобы всё между ними совершалось с любовью. Два предложения, которые заключают в себе великий манифест жизни.
«Бодрствуйте!» А что значит «бодрствовать»? А это значит не терять контроля над самим собой и над окружающей действительностью. Если во время войны не бодрствуют те, кому положено, то враг незаметно подкрадется и разобьет полки. Но если и в мирное время мы не бодрствуем, если мы самоуспокоены, если мы теряем внимание к окружающему, то мы можем всё разрушить своими руками, мы можем провалить дело своей жизни, мы можем действительно разрушить страну. Ведь мы и были очень близки к тому, чтобы это сделать, — только потому, что перестали бодрствовать, утратили критический, мудрый, исполненный смысла взгляд.
Ну, а что происходит, когда мы перестаем контролировать себя, свое поведение, свое отношение к другим людям? С нами может произойти все, что угодно; глазом не успеем моргнуть, как слабости и пороки начинают разрушать нашу внутреннюю суть. Человек деградирует, потому что исчезло внутреннее бодрствование, чувство контроля над самим собой.
И неслучайно апостол Павел говорит «бодрствуйте», а затем «стойте в вере», — потому что если человек не бодрствует, если он не контролирует себя, если он не умеет критически оценить, что вокруг происходит, то ему не сохранить веры. Вера превратится в обычай, в малозначащий ритуал, она перестанет оплодотворять мысли и быть мировоззренческой основой, а тогда уж никакой веры и не останется.
Но и одно бодрствование без веры немыслимо. Ведь вера ― это точка отчета, это система ценностей. Сегодня, чтобы разрушить нравственное начало жизни, наши национальные культурные устои, некоторые нам говорят: нужно, начиная с детства, разрушать табу, нужно, чтобы не было никаких комплексов, нужно раскрепостить человека, — словно забывая о том, что в человеке присутствует не только ангел, но и бесенок. Если мы раскрепощаем себя, свои инстинкты, если снимаем ограничения, отказываемся от бодрствования, то можем погибнуть.
Вера является системой отсчета, системой ценностей, которая помогает бодрствующему человеку наладить свою внутреннюю жизнь, которая дает мощную мотивацию к укреплению, развитию и нравственному совершенствованию общественной жизни. Без веры не может состояться человеческое общество. И сегодня, когда новые и новые вызовы бросаются тем, кто верит, мы говорим: взгляните на нашу историю! Разве можно быть неверующим человеком в городе Владимире, где все дошло до нас только потому, что мы сохраняли бодрствование и систему ценностей? Вера помогла нам сохранить и национальное самосознание, и свое патриотическое чувство, и саму жизнь.
Наконец, мы слышали такие важные слова: «будьте мужественны, тверды». И бодрствование легко потерять, и веру растоптать, если нет внутренней твердости, если нет мужества и способности сопротивляться и искушениям в личной жизни, и тому множеству искушений, которым подвергается жизнь народа извне и изнутри.
Но жизнь наша была бы очень суровой, если бы в ней было место только твердости и мужеству. Потому апостол Павел и завершает это обращение к коринфянам словами: «все у вас да будет с любовью». Делайте всё с любовью, будьте мужественны, тверды, бодрствуйте, веру храните, а друг к другу относитесь с любовью. Многие не понимают, что такое любить людей. Но если на самых близких тепла не хватает — на мужа, на жену, на детей, на родителей, ― как можно людей любить? И ответ очень простой: любовь ― это та сила, в которой нужно возрастать.
Как спортсмен не может удержать победы, если он не тренируется, не возрастает физически, так и в любви возрастать невозможно, если человек не тренирует себя в этой любви. И этой тренировкой является доброта. Мы должны научиться по-доброму относиться друг к другу. Не надо иметь зла в сердце, даже если вы не согласны друг с другом. Не злитесь, не сжимайте зубы, не желайте зла другому человеку. Это и есть начало любви, и если человек возрастает в доброте, если он не может пройти мимо несчастья другого, если он готов помочь хотя бы чем-то: вниманием, временем, заботой, копеечкой, разделением каких-то скорбей, ― то с этого начинается любовь, и тогда твердость и мужество перестают быть жесткой и опасной силой, они гуманизируются, они наполняются Божественным светом, и жизнь становится счастливой.
Обо всем этом мне просто говорить здесь, на этой площади, у стен одного из самых древних храмов нашей Руси, потому что здесь сами стены вопиют к небесам, сами стены учат, сами стены дают пример, но вместе с тем требуют и ответственности. Может быть, жители таких городов, как Владимир, должны быть особенно крепки в вере, тверды и мужественны. Может быть, жители таких городов, как Владимир, и должны стараться делать всё с любовью, чтобы исторические центры были не только фактором истории и культуры, но чтобы они сохраняли свой духовный потенциал, сохраняли великое призвание быть центрами духовной жизни, самосознания нашего народа, крепкой нравственности и любви к Отечеству.
Я от всего сердца всех вас поздравляю с замечательным юбилеем ― 800-летием Владимирской епархии, и в память об этом событии хотел бы преподнести для Владимирской епархии старинный образ Христа Спасителя. Пусть Сам Господь пребывает с вами всегда во всех ваших делах и начинаниях.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси