Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Международная дискуссия о семейных ценностях: что дальше?

Международная дискуссия о семейных ценностях: что дальше?
Версия для печати
24 сентября 2014 г. 09:45

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 13 сентября 2014 года.

Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

10-11 сентября в Москве состоялся международный форум «Многодетная семья и будущее человечества». В форуме приняли участие представители 45 стран — люди, которые исповедуют семейные ценности, идеалы традиционной семьи. Такой, какой мы ее знаем из многовекового опыта человеческой жизни. Такой, какой ее создал Бог.

Об этом было сказано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на открытии форума. Вот что сказал Его Святейшество: «Семья — это реальность, которая описывается следующим образом: мужчина и женщина живут вместе, хранят верность, заботятся о детях и вместе их воспитывают. Эта реальность появилась задолго до того, как возникли какие-то юридические схемы и конструкции, которые  описывали феномен семьи социологически, юридически и придавали ему правовое значение.

И хотя семейные традиции, несомненно, являются частью культуры, а семья, конечно, тоже укоренена в человеческой культуре, но, тем не менее, она предшествует и самой культуре… Поэтому мы можем утверждать, что семья — это Богом установленная институция. Семья укоренена в самой природе человеческой личности».

Не секрет, что сегодня многие хотели бы отказаться от самой идеи семьи, опорочить эту идею, высмеять ее, объявить пережитком прошлого, или наоборот — придумать такую версию истории, согласно которой семья якобы появилась под «недобрым», как некоторые скажут, влиянием Церкви, государства или каких-то древних человеческих установлений. При этом говорят, что в самой древности изначально семьи не было, а была беспорядочная совместная жизнь какого-то количества мужчин и женщин с каким-то количеством детей.

Все эти идеологические конструкции — псевдоисторические и политические — направлены на то, чтобы сегодня отказаться от семьи, сбросить ее с корабля истории, потому что она якобы мешает свободному развитию человечества. На самом деле она мешает тем идеологам, тем политическим конструкторам, тем политическим и экономическим элитам, которые хотели бы превратить человека в потребляющее существо — только в участника, а скорее в объект экономических процессов, о чем также было сказано Святейшим Патриархом Кириллом.

Но воля большинства людей мира направлена к другому: к свободной и по-настоящему счастливой жизни. Не к жизни одинокого эгоиста, весь смысл существования которого состоит в комфорте, физическом здоровье, богатстве, — а к настоящему счастью, которое немыслимо без общения с другими. И об этом  ясно говорится в Писании: «Не хорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18). Это сказано при творении человека. Это Божие повеление, этот закон жизни неотменимы. И поэтому культ одиночества, независимости от всех и всего, в том числе от семьи, от общества, от местной общины — это культ, ведущий к несчастью, к оскудению и распаду человеческой личности.

Сегодня человека хотели бы сделать ни от кого не зависящим и ни с кем накрепко не связанным существом. Вот что на эту тему было сказано Святейшим Патриархом: «Человека пытаются представить изолированным индивидуумом, эгоистично ищущим удовлетворения всех своих желаний и в этих целях вступающим с другими людьми в некие договорные отношения, которые он, личность, может в любой момент разрушить, разорвать, как только эти отношения перестанут устраивать эту личность. Брак при этом воспринимается как контракт, не особо отличающийся от других контрактов».

Такой взгляд на человека вроде бы подчеркивает его свободу и утверждает, так сказать, право на счастье, хотя на самом деле ведет к несчастью. Человеческое счастье созидается самоограничением. Об этом Церковь не боится говорить в условиях, когда вроде бы победили потребление, эгоизм, идея постоянного роста уровня комфорта, материальных благ, долголетия и так далее. Но Церковь заявляет достаточно ясно: счастье не в этом. Человек, который ради этого живет, несчастен. Логика жизни ради себя — это на самом деле перевернутая логика. Человек, подчиняющийся этой логике, никогда не достигает того счастья, которое ему вроде бы обещают современные властители дум в обмен на  служение культу золотого тельца.

Семья из этого культа совершенно выпадает, она с ним не сопоставима. Отец Димитрий Смирнов однажды сказал, что иметь детей с точки зрения потребительского идеала абсурдно. Зачем они нужны, если они мешают тебе зарабатывать деньги и наслаждаться жизнью. Современное общество не видит в них основу для материальной поддержки в старости. То есть, иметь детей с точки зрения потребительской, эгоистической логики — абсурдно. Но именно эта абсурдная, с точки зрения некоторых властителей дум мира сего, логика, на самом деле и является единственно возможной и единственно правильной.

Однако Господь дает человеку вознаграждение в виде полноты бытия именно в ответ на самопожертвование. И так устроены ненарушимые, неотменимые законы жизни, как бы к ним кто-то ни относился. Впрочем, большинство людей понимает эти законы правильно, потому что имеет незамутненную совесть, потому что понимает, что созданное Богом не изменить человеку. Изменяя это нечто, созданное Богом, человек начинает изменять своему предназначению, и как следствие становится несчастен и разрушается.

Сегодня многие утверждают, что общество якобы выбрало отказ от традиционной семьи: она якобы не является незаменимой, якобы она стала демонстрировать свою ненужность. Но так на самом деле думает вовсе не большинство, а подавляющее — в прямом смысле «подавляющее» — меньшинство: небольшие элиты и часть населения тех стран, где эти элиты имеют информационное господство. Но ни в коем случае так не думает большинство населения Земли. И неудивительно, что сегодня многие люди, в том числе относящиеся к западным обществам, приезжая в Россию или встречаясь где-то на Западе, говорят: нельзя отдавать семейную политику и право, которое касается семьи, на откуп манипуляторам, полагающим, что за счет разрушения семьи они смогут обогатиться или утвердить свою власть.

Сегодня много говорят о демократии. Но давайте представим себе в какой-либо стране, даже в большинстве западных стран, уж не говоря про масштабы всего мира, референдум, на котором людям бы предложили выбрать: традиционная семья из мужчины, женщины и детей, или приравнивание к семье всего, что угодно — однополых союзов, союзов с животными, беспорядочной жизни мужчин и женщин в любом количестве и с любой степенью обязательств. Я почему-то уверен, что воля большинства людей будет направлена на поддержку традиционной семьи. И значит, попытка сказать, что общество не хочет этой семьи, это манипуляция, это ложь.

Именно поэтому на форуме многие говорили, что нужно побуждать людей из разных стран к тому, чтобы они добивались перемен и в национальном, и в международном праве, направленные на то, чтобы традиционная семья была ясно прописана в правовых конструкциях. Говорили о необходимости усиления места семьи в Российской Конституции, о том, что в законах и конституциях других стран нужно ясно сказать о предпочтительности традиционной семьи и о ее поддержке. Говорилось много и о том, что в международном праве следует прописать такие понятия как защита жизни человека, начиная с зачатия, поддержка права родителей на воспитание детей в согласии с их собственными нравственными, религиозными и иными убеждениями, поддержка многодетности, социальная защита семей, которые имеют значительное количество чад. Воля большинства населения Земли должна повлиять на ситуацию в международном праве и в национальных законодательствах на фоне попыток развернуть закон совсем в другую сторону — в сторону ухода от поддержки традиционной семьи и даже в сторону борьбы с ней.

В рамках форума прошла межрелигиозная дискуссия о семейных ценностях. И я очень рад тому, что в ходе этой дискуссии представители разных религий и конфессий, светские эксперты практически единогласно говорили, что без поддержки традиционной семьи, без явных государственных преференций по отношению к ней обществу не выжить. Поэтому разные религии и светские силы должны объединить свои усилия для того, чтобы государственная политика и политика мирового сообщества была в большей степени направлена на поддержку семьи.

Об этом было сказано и в слове Святейшего Патриарха: «Поддержка семьи — обязанность и государства, и религиозных общин, и деятелей культуры, и предпринимателей, и политиков. В наши дни, когда во многих странах предпринимаются попытки разрушить традиционные представления о семье, мы нуждаемся в международном сотрудничестве в деле защиты института семьи, детства, права родителей на воспитание детей. Мы не должны оставлять без внимания области культуры и права, в том числе права международного, иначе эти области будут полностью контролироваться приверженцами антисемейных и антидетских идеологий, с которыми мы все чаще сталкиваемся в последние годы. Поддержка и защита семьи — это долг пред Богом и пред людьми, который лежит на всех нас».

Очень радостно, что в форуме приняли участие представители западных стран — в частности, член Европарламента, французский политолог Эмерик Шопрад, который сказал очень вдохновенно о роли России в будущей коалиции в поддержку семьи и иных традиционных ценностей. Хочется надеяться, что народы мира, в том числе и народы Европы и США — а на форуме присутствовало много деятелей из Северной Америки — смогут выразить свою волю, и что эта воля будет определять мировую систему принятия решений в сфере семейного права и других ценностных вопросов.

У всех людей, связанных с традиционной нравственностью, достаточно ума, достаточно воли и убежденности в своей правоте, достаточно поддержки — к сожалению, пока часто молчаливой — сотен миллионов людей в разных частях света. Будем надеяться, что все это поможет изменить ситуацию к лучшему и вернуть вечные, неизменные, Богом данные ценности и в право, и в общественные установления, определяющие будущее мира.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи защиты материнства и детства встретился с руководителем социального отдела Донецкой епархии

В рамках Х Белорусских Рождественских чтений в Минске прошел I фестиваль «Моя белорусская семья»

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня матери [Патриарх : Приветствия и обращения]

При поддержке Синодального отдела по благотворительности состоится II Всероссийский онлайн-форум православных приемных семей

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14-30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября